Наш ЗИС‑151 и «американцы»: что общего и в чем разница?

Разбираем советский грузовик и Студебекер по узлам и агрегатам.

Выпуск ЗИС‑151, по сути первого в стране массового автомобиля с колесной формулой 6×6, начали в 1946 году, сразу после Великой Отечественной. В первую очередь автомобили, разумеется, поставляли в армию – на замену американским грузовикам, самыми массовыми из которых были автомобили марки Studebaker, их СССР получал по договору ленд-лиза.

Новую советскую модель, конечно, и сравнивали со Студебекером, иногда даже говоря, что ЗИС‑151 просто скопирован с «американца». Разберем обе модели по системам и агрегатам.

Studebaker US6 тоже имел двухскатные задние колеса. Вероятно, это и повлияло на окончательное решение при запуске в производство ЗИС‑151. Однако с 1958‑го на ЗИЛ‑157 от этой схемы отказались в пользу односкатных колес – более эффективных на бездорожье. Советская колея в точности совпадает с американской: 1590/1720 мм. Конструкцией мостов и схемой трансмиссии ЗИС‑151 тоже очень похож на «Студер». Но американский грузовик имел грузоподъемность 2500 кг (во время войны в СССР допускали, правда, 4000 кг). Studebaker короче – 6325 мм и гораздо легче ЗИС‑151 – 4505 кг. База – 4120+1117 мм. Дорожный просвет у «Студера» меньше – 250 мм.

Оригинальная и удачная машина!

ЗИС‑151 – дитя эпохи, когда прямое копирование советскими заводами зарубежных аналогов было уже позади. Некоторые важные элементы – ведущие мосты, подвески, детали раздаточной коробки действительно заимствовали у Студебекера. Но в целом ЗИС‑151 – достаточно оригинальная и, кстати, довольно удачная машина.

До 1958 года сделали 149 600 таких грузовиков. И еще три десятилетия выпускали модернизированный ЗИЛ‑157, хорошо известный и заслуженно уважаемый и в армии, и на гражданке.

  • Наш ПАЗ‑672 и все его предки — тут.
  • Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши» — в этой публикации.
  • Как появился на свет ярославский грузовик ЯАЗ‑200, узнайте по этой ссылке.
  • Подлинная история грузовика ЗИЛ‑130 — здесь.
  • Родословная ГАЗ‑51 — тут.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в