К 50-летиюсоветскогоавтомобилестроенияНАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИС 7 ноября 1924 года ведет свое летосчисление автомобильная промышленность СССР, отмечающая в этом году «золотой» юбилей. В тот день Москва увидела первые автомобили первого в стране автозавода. Они прошли по Красной площади во время октябрьского парада под аплодисменты демонстрантов — десять красных грузовиков АМО-Ф-15. Они были сделаны на заводе, чья марка сегодня всемирно известна — ЗИЛ. Годом позже в Ярославле были собраны отечественные тяжелые грузовики. Публикации из истории советского автомобилестроения мы открываем рассказом о его первенцах—автомобилях АМО-Ф-15 и Я-3, которыми и сегодня по праву гордятся московские и ярославские автомобилестроители. АМО-Ф-15 (1924—1931). Если бы можно было выстроить в колонну все автомобили, выпущенные на АМО-ЗИЛе, мы получили бы наглядную картину развития советского автомобилестроения. И не очень складный, на наш сегодняшний взгляд, грузовик АМО-Ф-1*5 оказался бы в этом историческом ряду начальным звеном. Он символизирует для нас рождение новой, советской отрасли индустрии. Несмотря на внушительную дистанцию от грузовика АМО-Ф-15 до последних зиловских новинок — будь то серийная машина из семейства «сто тридцатых» или легковая экстра-класса ЗИЛ-117, их объединяет связь времен. Такая же, какую можно проследить от АМО до КамАЗа. Чтобы сделать сравнение более наглядным (ведь сегодня уже немногие более или менее полно представляют себе первые советские машины), мы расскажем о конструктивных особенностях «ветеранов». Первый автомобиль АМО собрали в ночь на 1 ноября 1924 года слесари бригады Н. Королева. Главный конструктор завода В. Ципулин сел за руль и совершил на машине пробную поездку. Сборка партии закончилась 6 ноября. У амовской «полуторки» был двигатель мощностью 35 л. с. при 1400 об/мин и максимальная скорость 50 км/час. Она стала базой для пожарного автомобиля, «санитарной кареты», броневика и 14местного автобуса. Для сравнения напомним, что новейшая модель ЗИЛа имеет грузоподъемность 5 тонн, двигатель мощностью 150 л. с , скорость 85 км/час и стала основой для 60 модификаций. Несмотря на свою примитивность, АМО-Ф-15 выдержал испытание бездорожьем, неплохо показал себя в испытательном пробеге, где соревновался с машинами известных европейских марок. На рисунках художников, пытавшихся в деталях представить первый советский грузовик, можно увидеть небольшую машину с высокой кабиной и значительным дорожным просветом. АМО-Ф-15 отличался простотой конструкции и обладал хорошей для автомобилей тех лет проходимостью. Грузовик имел такие габариты: 5050 мм — длина, 1760 — ширина и 2250 — высота; колесная база составляла 3070 мм. Двигатель был нижнеклапанный четырехцилиндровый (100x140 мм) рабочим объемом 4396 см 3 при степени сжатия 4,0. Максимальный крутящий момент — 18,5 кгм при 1200 об/мин. Зажигание осуществлялось от магнето, на одной оси с которым находился центробежный насос системы водяного охлаждения. В качестве вентилятора использовался маховик двигателя, спицам которого придали нужную форму. Стартера не было. Топливо подавалось к карбюратору - из бензобака, находившегося под сиденьем водителя, при помощи вакуум-аппарата. Важной особенностью АМО-Ф-15 в наших условиях эксплуатации было облегчение пуска в холодное время. Для этого выпускной коллектор был выполнен в отливке блока и подогревался водой системы охлаждения. Поэтому карбюратор «Зенит» крепился непосредственно к блоку цилиндров. Крутящий момент от двигателя передавался через многодисковое сцепление на четырехступенчатую коробку передач. Карданный вал и задний мост размещались в стальном штампованном кожухе, состоявшем из двух половин, с горизонтальной плоскостью разъема. Кожух заканчивался в передней части вилкой и выполнял роль толкающей трубы карданного вала. Все колеса были подвешены на полуэллиптических рессорах. Механические тормоза действовали только на задние колеса. Штампованные стальные колеса отличались довольно большим диаметром —Я-3 (1925—1928).4