24
25
В рамкахделя ГАИ» в прошлом году, п освящен ­ ная XIII съезду профсоюзовКубы , п ро ­ шла подлозунгом «Рабочий, с егодняи всегда воюй против дорожныхпроисше ­ ствий!». Надо сказать, что вспышки эпидемии дорожных происшествий, к оторые лихорадят весь мир , возникают по причинам, и меющим целый ряд общих черт. В одиночку каждая страна, разумеется, б о ­ рется с ними и имеет здесь свои завоевания. Но для полного успеха, чтобы окончательно одолеть аварии и несчастные случаи на дорогах, н ужно объединить усилия специалистов разных стран. И здесь наше социалистическое содруже ­ ство создает хорошие условия для того , чтобы решить проблему безопасности движения раньше и лучше. П отому что положительный опыт любого из нас сразу становится общим достоянием, о ру ­ ж иемв руках всех. С этих позиций следует высоко оценить деятельность Рабочей группы по безопасности дорожногодвижения Постоянной Комиссии СЭВ по транспорту, и в частности итоги нашей встречи в Тбилиси. Гомбацэдэн РЕНЦЭНДОРЖ, заместитель начальника ГАИ МВДМНРВМонголии 80 процентов всех перевозок грузов выполняет автомобиль.СЭВинженера по безопасности движения , п рикрепилик ним своих работников. Чтобы поднять квалификацию водителей, еще в 1967 году мы приняли законоб обучении в обязательном порядкев автошколах всех, кто хочет получить водительские права. Новый шаг в этом направлении сделан вминувшем году — введен единый для всех классов водителей образец удостоверения. Отличает его от прежнегои то, что есть в нем специальная графа для отметок о грубых нарушениях водителем правил движения, повлекших аварию или другие тяж елые последствия. Таким образом , лицо водителя видит любой взявший вру ­ ки его документы . Наконец, сейчас сов ­ местно с НИИ по транспорту мыготовимпроект новых правил дорожногодвиже ­ ния сучетом всех изменений, что про ­ изошли за последние годы . Но, пожалуй, главная забота наша — внедрение в практику организации дви ­ ж ения технических средств. М онголия сама их не производит, а закупает в СССР, ГДР идругих странах. Поэтому мы , как никто другой , заинтересованы в быстр ейшем осуществлении тех планов специализации икооперированиявпроиз ­ водстве светящихся дорожных знаков, светофоров идругой аппаратуры для ре ­ гулирования движения , к оторые намечены программой взаимного сотрудни -Вместе стем специфика наших дорож ­ ных условий осложняет работу по ор ­ ганизации движения. Не удивляйтесь моим словам, но практически вся террито ­ рия республики — сплошная автомобильная дорога : наши почвы настолько жестки , что прекрасно , как говорят, д ер ­ жат автомобиль и позволяют двигаться влюбом направлении. С одной стороны, это, в роде бы, х орошо , а сдругой — плохо. Плохо потому, что такая, я бы сказал, доступность сообщений мешает в полном смысле слова «по всем правилам» организовать движение . П орой сам и 'правила ктому или иному случаю на этих стихийно возникающих дорогах и применить трудно. В то же время езда по ним дело непростое : из-за пылевых туч ибурь видимость составляет порой лишь 50 метров. Вот почему нампреж ­ де всего нужны усовершенствованные автомобильные дороги . М ного лет безопасность движения бы ­ ла у нас заботой только Госавтоинспекции. Этот орган и сейчас, естественно, п родолжает играть здесь ведущую роль. Вместе с тем мы делаем все, чтобы по ­ высить заинтересованность в этих вопро ­ сах всех ведомств и организаций, в пер ­ в ую очередь транспортных. По опыту СССР, например, м ы ввели в автохозяйствах (1000 машин и более) должностьВниманию всех водителейДесять доводов за ремни безопасностиВот и кончились дебаты отом , н ужны ли они на автомобилях. С этого года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР ремнями безопасности начнут оборудовать все выпускаемые легковые машины, а в течение двух лет оснастят и все эксплуатируемые, приспособленные для их крепления. П ро ­ мышленное изготовление ремней начато производственным предприятием «Норма» в Таллине и учебно-производственным комбинатомв Клайпеде. Видимо, довольно скороремни безопасности по ­ явятся ивпродаже . Что же они собой представляют? К онструкторам Проектно-технологического и художественно-конструкторского института Министерства местной промышленности Эстонской ССР удалось со ­ здать ремень оригинальной конструкции, которая признана изобретением (см. фото). Его автор, главный инженер института Леонид Тедер, рассказал кор ­ респонденту «За рулем » : — Устройство нашего ремня предельнопростои надежно. Это поясно-диагональное крепление из эластичной капро ­ новой ленты, к оторое пристегивается в одной точке легко раскрывающимся металлическим замком . Достаточно снять пряжкуремня со стойки, на которой она подвешена в нерабочем положении, д вижениемоднойруки вставить ее в зам ок сбоку сиденья — и вы пристегнуты. Ремень выдержит любыевозможные при аварии нагрузки . Освободиться от негоможномгновенно , нажав большим пальц ем на ручку замка. Работа над усовер ­ шенствованием конструкции продолжается. Она будет иметь сигнализацию: красная лампочкамзуммер напомнят о необходимости пристегнуться. К роме то-го, р емни намечается снабжать втягив ающим устройством: после расстегивания капроновая лента сама спрячется в катушку сбоку сиденья. — Но оборудовать ремнями безопасности автомобиль только полдела, — п родолжилразговор Антанас Гирининкас, заместитель председателя Центрального правления Литовского общества слепых, на предприятиях которого . т акже изготовляют ремни . Надо, чтобы води ­ тели и пассажиры пользовались этим средством пассивной безопасности. Я боюсь , что найдутся водители, к оторые понадеются на свою счастливую судьбу, как было в свое время со шлемами мо ­ тоциклистов. Что же , эти опасения не лишены осно ­ ваний, ибо, как показывает зарубежный опыт, д аже там, где ремни безопасности применяются не первый год, пользуются ими далеко не все. За рубежомпро ­ пагандисты безопасности движенияпри ­ лагают немало усилий, чтобы преодолеть это нежелание обременять себя лишними хлопотами .по подгонкеиприменению ремней. Д умаем , что их доводы будут интересны и убедительны и для наших читателей. По материалам зарубежной прессы мы отобрали десяток наиболее часто возникающиху автомобилистов во ­ просов по ремням безопасности ипри ­ в одим их вместе с ответами специалистов.» » •1. Не помешают ли ремни безопасности быстрее выбраться из машины в случае аварии ! Это опасение необоснованно. Наоборот, ремень безопасности почти исклю ­ чает потерю сознания при ударе, давая, таким образом , в озможность немедлен- В рамкахчества социалистических стран. Используя большой опыт в решении всех проб ­ лем безопасности движения в социалистических странах, мы рассчитываем спомощью новой организации СЭВ спер ­ вых же шагов автомобилизации вМонго ­ лии решать все связанные с ней наши внутренние задачи правильно и наиболее эффективными методами.СЭВИз задач, стоящих перед Рабочей группой по безопасности дорожного движения СЭВ, я бы выделил три, на мой взгляд, самые важные, во всяком случае, первоочередные. Во-первых, учитывая бурное развитие автоперевозок и туризма между социалистическими странами, надо поскорее согласовать наши правила движения. При всей специфике его условий совершенно необходимо, чтобы водители на всем своем пути сталкивались с едиными требованиями, следовали единымнормам поведения на дороге . Во-вторых, одними и теми же принципами мыдолжны руководствоваться ив тактике осуществления дор ожного контроля, деятельности по про ­ филактике дорожных происшествий, а для этого надо сообща отобрать наиболее оправдавшие себя формыи методы работы. В-третьих, и это, очевидно, главное, необходима строгая координа ­ ция и обмен опытом в изготовлении технических средств регулирования движе ­ ния. Сейчас мы все делаем сами, повторяя часто друг друга, а иногда «изобретая велосипед». Специализация про ­ изводства в рамках СЭВ позволит избежать дублирования и высвободит силы для решения других вопросов автомобилизации, к оторые еще ждут своего часа.Михаил СЫЧЕВСКИЙ, начальник Управления ГАИ МВД ПНР Польша переживает поистине второе рождение автомобилизации. Строятся новые автозаводы, прокладываются новые автомагистрали. Достаточно сказать, что за последние 10 лет число водителей в стране выросло в 2,5 раза. С этим про ­ ц ессом связано множество проблем. Главная из них, пожалуй, в том , что за этой стремительной моторизацией не поспевает рост сознания людей , психика их перестраивается гораздо медленнее. С этой задачей Министерство внутренних дел одно справиться не в силах. Поэтому, к огдав Польше готовилась реформанародного образования, Госавтоинспекция с учетом новой обстановки движения и требований, к оторые она ставит перед населением, предложила включить впро -ект реформы два важных пункта. П ар вый — о введении в школах обязательного курса правил дорожного движения, второй — о подготовкекаждогооканчи ­ вающего школу к экзамену на получение водительских прав. П редложения реализуются. Это дает надежду на устранение вбудущем того разрыва междудей ­ ствительностью и сознанием людей , о которомяговорил , и уже сейчас позволит улучшить взаимоотношения между водителями и пешеходами, а именно всяк ие недоразумения между ними являются причиной большей части дорож ­ ных происшествий. Это важно еще и потому, что по традиции половину транспортного парка в Польше составляют мо ­ тоциклы имотороллеры , к оторымиуп ­ равляют преимущественно молодыелю ­ ди, часто еще не обладающие должнойвыдержкойи мастерством. Автомобильные дорогив Польше вхорошем состоянии, но и они уже «не справляются» с нынешними размерамии интенсивностью движения. М ы вынуждены были даже для автобусов игрузо ­ виков установить 70-километровый пре ­ дел скорости . Но это, к онечно , не реше ­ ние вопроса, а временная мера до окон ­ чания реконструкциидорог . Начато в Польше и строительство скоростных автострад. Первая из них прокладывается от Варшавы на юг.Вниманию всех водителейно выбраться из автомобиля. Ремни страхуют не только от ударов. В момент столкновения, к огда тело автомобилиста испытывает нагрузку в тысячи килограм ­ мов, человек легко может оказаться выб рошенным из машины. Ремни противостоят этой нагрузкеиудерживают его на сиденье. Вы оцените это обстоятельство, если учтете, что, по статистике, л юди , выброшенные при аварии, погибали в два раза чаще, чем те, к ому удавалось остаться внутри. 2. А если в результате аварии в машине вспыхнет пожар! Не окажутся ли роковыми те секунды, которые потребуются, чтобы освободиться от ремней! Нет, не окажутся . Ремни отстегиваются практически мгновенно, о дним движ ениемруки . Тренированность и точность этого движения вырабатывается быстро, после небольшой практики. П ро ­ стота подгонки , застегивания иосвобож ­ дения от ремней составляет главное тре ­ бование к их конструкции , и это требование всегда успешно соблюдается. 3. Стоит ли пользоваться ремнями безопасности при езде по городским улицам, где скорость движения сравнительно невелика! Именно вгороде ремни особенно нужны . Статистика дорожных происшествий свидетельствует, что на город приходится 60 процентов всех аварий, в ко ­ торых страдают люди , и почти три четверти этих происшествий случается на скоростях меньше 50 км/час. Не следует забывать, что столкновение при ско ­ р ости 60 »м/час равнозначно падению с пятого этажа идаже при 20 км/час можно получить смертельное ранение головы или позвоночника. Наконец, к о личество погибших в результате автомобильных катастроф вгороденеизмери ­ м о больше, чем на автомагистралях. 4. Многие водители в городе не пользуются ремнями, полагая, что при аварии смогут уберечь себя от ушибов, крепко держась за руль. Реально ли это! Они обольщаются. П ри столкновении даже на скорости 20 км/час на водителя действует сила инерции, равная семик ратному весу его тела. Стало быть, свыше 400 килограммов . Мускульная же сила рук не сможет противостоять и сотне килограммов . Поэтому так часты у водителей, попавших в аварию, травмы грудной клетки. 5. Не появляется ли у водителя, пристегнутого ремнями, ощущение личной безопасности и даже неуязвимости, приводящее к неоправданному риску! Исследователи категорически отвергают это. Наоборот, они утверждают, что сам процесс пристегивания напоминает об опасности, о необходимости быть ост орожным . Практика показала, например, что, когда туловище водителя надежно удерживается на сиденье, а движения рук не стеснены, он гораздо лучше, с большей осторожностью выполняет повороты. 6. Как безопаснее перевозить детей в легковом автомобиле! Во всех случаях — на заднем сиденье. Никогда нельзя держать детей на коленях сидящих впереди. Это грозит серьезными травмами при малейшем про ­ исшествии. Дети грудного возраста дол ­ ж ны лежать в детских кроватках или корзинах, прикрепленных к заднему си ­ денью, а дошкольники — иметь специальное снаряжение, п рикрепляемоек сиденью или ремням взрослых. 7. Почему применение ремней считается более нужным для сидящих впереди, чем для тех, кто находится позади! Статистика показала, что риск быть убитым при аварии для сидящих на пер еднем сиденье вдвое выше. Более опасным переднее сиденье делают близость приборного щитка, стекла, относительная теснота в салоне. Однако- и пасс ажиры на заднем сиденье должны пристегиваться, чтобы избежать столкновения с сидящими впереди. 8. Насколько туго нужно затягивать ремни безопасности! Как можнотуже . Чем плотнее затянуты ремни , тем раньше они вступят в действие при ударе, т ем надежнее убе ­ регут от ушибов иповреждений . Грудной и поясной ремни должны соединяться сбоку сиденья, а не на животе. Верхний ремень следует тщательно подогнать по росту пассажира. Ремень должен доходить до основания шеи, но не соприка ­ саться с ней. Кстати, случаев удушья ремнями при авариях еще не было. 9. Могут ли сами ремни безопасности быть причиной ранений при столкновениях! Если ремни подогнаны и пристегнуты правильно, то возможные при ударе ссадины и синяки выглядят пустяками по сравнению с тем, что произошло бы без ремней. 10. Не загрязняют ли, не портят одежду ремни безопасности! Грязными ремни бывают только у нерях, к оторыевообще не любят ухаживать за своей машиной. Ремни никогда не должны валяться на полу под ногами, в нерабочем положении их надо подвешивать «а боковых стойках маши ­ ны.25