Проблемы и сужденияПАСЫНКИ ГОСТЕПРИИМНОГО ГОРОДАГДЕ НАЙТИ ПРИСТАНИЩЕ АВТОМОТОТУРИСТАМ!Десять лет назад в Одессе построили отличный автопансионат. Туризм на колесах в то время не был делом столь массовым, как ныне. Тем большего уважения заслуживали городские организации, строившие с перспективой, зная, что год от года за руль автомобилей и мотоциклов будут садиться новые и новые тысячи трудящихся. Одесситов за автопансионат хвалили, ставили в пример. И вполне заслуженно: ведь они были одними из пионеров организации сервиса для автомототуристов. Я впервые увидел этот пансионат в 1965 году. В нем было все необходимое для моторизованных путешественников — эстакады и осмотровые канавы, авторемонтная мастерская, склад запасных частей к автомобилям и мотоциклам. Помню, поразился огромным размером асфальтированной стоянки. На ней со всеми удобствами, рядом с палаточным городком, размещались многие десятки «волг», «побед», «москвичей», «запорожцев». Я въехал тогда в пансионат с чувством, будто попал в рай. Выполняя задание редакции, день провел в городе, а машину в это время осмотрели в мастерской, прошприцевали, проверили тормоза, затем поставили к домику, в котором мне предстояло ночевать. Не правда ли, и сейчас далеко не всюду встретишь такое обслуживание. А это было почти десять лет назад. Но уже тогда, в шестьдесят пятом, произошли события, которые круто изменили судьбу пансионата. Его прежний хозяин — Курортторг — передал свое детище областному совету по туризму и экскурсиям. В общем-то это сулило дальнейшее улучшение обслуживания моторизованных туристов. Однако произошло неожиданное. Едва построили асфальтированные стоянки перед каждым домиком, автопансионат (теперь его назвали «Автотурбаза «Одесса») прекратил обслуживание... самодеятельных автомототуристов. Вот запись разговора, который тогда состоялся у меня с директором Иваном Гавриловичем Геращенко. — Чем вызвано такое решение? — Туристы приезжают только в летние месяцы, а что будет делать автотурбаза с осени до лета? — Но разве, проектируя и строя автопансионат, не знали об этой особенности автомототуризма? — Теоретически знали, а тут практика. Поэтому облсовет по туризму решил, что надежнее продавать путевки и тем самым гарантировать поступление средств. Вот, оказывается, в чем дело. Финансовый план стал тем шлагбаумом, который закрыл автомототуристам дорогу в специально построенную для них автотурбазу. Сохранив свое название, она превратилась в обычный дом 8 отдыха, которых так много на побережье Черного моря. Прошло десять лет. За это время туризм привлек к себе многие сотни тысяч автомобилистов и мотоциклистов, для которых путешествия по родной стране не только отдых, но и знакомство с героическим прошлым и настоящим советского народа. Конечно, многие из туристов во время своего отпуска стремятся побывать на Черноморском побережье. Интересно, какие изменения произошли на турбазе «Одесса». Неужели ив условиях небывалого подъема туризма она не возвращена тем, для кого предназначалась? С этим вопросом яи отправился вновь в Одессу. Ехал туда кружным путем — через Харьков, Запорожье, Мелитополь, Херсон, Николаев. И в каждом из украинских городов видел: где больше, где меньше, но заботятся о туристах на колесах. Еще перед отъездом, в Москве, узнал, что в Одессе построен новый кемпинг. Поэтому сразу же направился туда. Вопрос администратору: — Можно у вас остановиться? — Мы обслуживаем только иностранных автотуристов. — Что, совсем нет свободных мест? — Нет. Итак, новый кемпинг построен, но он не принимает. Еду в Аркадию, к Ивану Гавриловичу. У знакомого поворота указатель: «Автотурбаза «Одесса». Навстречу мне поток машин с московскими, ленинградскими, прибалтийскими и иными номерами. Лица у сидящих в машинах хмурые, недовольные, озабоченные. Остановившись у ворот автотурбазы, узнаю в чем дело — «Одесса» автомототуристов по-прежнему не принимает... В тот день мы дотемна беседовали с Иваном Гавриловичем. Наш разговор часто прерывали. Отдыхающие на турбазе требовали предоставить им билеты на обратный проезд, то и дело в кабинет входили только что прибывшие автопутешественники и умоляли директора разместить их хотя бы на одну ночь. И, как правило, получали отказ. Из окна было видно, что громадная площадь, построенная для стоянки сотен машин, и асфальтированные площадки перед каждым домиком совершенно пустынны. — Саннормы не позволяют, — в сотый раз повторял Иван Гаврилович. — База переполнена туристами, приезжающими по путевкам. Когда мы снова остались одни, директор, словно продолжая оправдываться перед автотуристами, сказал: — Голову снимут, если пущу еще и автомобилистов. Поздно вечером я прошелся по Аркадии. Прямо за воротами турбазы — десятки автомобилей. Формально этот автотабор раскинулся за пределами хозяйства Геращенко, но все «автодикари» пользуются и умывальниками и туалетами «Одессы». Саннормы, таким образом, все равно не соблюдаются, и не помогут здесь ни дополнительные посты охраны, ни самая высокая ограда. На всем пути до пляжа я видел группки машин, уткнувшихся в склоны. А один «Запорожец» устроился на постой в опасной близости от трамвайных рельсов. Завтра, решил я, продолжу беседу с Иваном Гавриловичем. Постараюсь убедить, что нельзя бросать на произвол судьбы автомототуристов, докажу, что автосервис выгоден для базы. И заодно приготовился к решительным возралсениям Геращенко. Но получилось все иначе. — Я одиннадцатый год директорствую, — сказал мне Иван Гаврилович, — и жизнь заставляет все глубже влезать в экономику. — Да, — говорю, — куда уж глубж е : желание без забот «сделать» финплан заставило вас отказаться от автомототуристов. — То была лишь видимость экономического обоснования. И тут мы словно поменялись ролями. Я, приехавший специально ознакомиться с обслуживанием автомототуристов, выдвигал «неудобства» этого вида туризма, а Иван Гаврилович... говорил о его выгодности. — Всем известно, что автотуризм — дело сезонное, летнее, — сказал я, помня, что именно этот тезис выдвигал директор восемь лет назад. — Значит, надо летом максимально развертывать нашу работу, чтобы ни один автомобилист или мотоциклист не остался на улице. А то ведь что получается? Довольствуются автопутешественники практически у нас, а деньги платят частникам, тем, к чьему плетню поставили на ночь машину. — Но с автомобилистами хлопотно: подай им канавы, эстакады, мойку, мастерские, стоянки у домиков... — Так это ведь у нас имеется... Впрочем, не все. Мастерские, склад, мойка, эстакады, наконец, та самая асфальтированная площадь для стоянки _ сотен машин уже не принадлежат автотурбазе. Ее отгородили новенькими железными воротами, чтобы, не дай бог, какой-либо автотурист не вздумал вымыть или осмотреть автомобиль. Теперь здесь автобаза «Турист» — стоянка автобусов областного совета по туризму и экскурсиям. — Я слышал, хотят разрушить асфальтовые площадки, построенные для машин около каждого домика? — Да, многие отдыхающие недоумевают: зачем у домиков асфальт? Не понимают, что это всего более привлекает автомототуриста. Разрушать построенное мы не собираемся. — Но все-таки, учитывая сезонный характер автомототуризма, сможете ли вы выполнять напряженный финансовый план? — последний вопрос дир.ек-. тору автотурбазы. — Безусловно. Во-первых, как я уже говорил, летом будет выполнена наибольшая часть годового задания. А в остальные месяцы отапливаемые поме-