Ктовиноват?положения пункта 111 и рассматривают подъезды к дворам и прилегающим к дороге территориям как участки второстепенных дорог. Сделано это для того, чтобы не ухудшать условий движения по основной трассе и не создавать предпосылок для возникновения аварийных ситуаций. Поэтому водители всегда должны помнить, что, выезжая на основную дорогу с прилегающей территории (если даже она расположена от нее на некотором удалении), они должны руководствоваться пунктом 84 Правил и действовать так же, как при выезде на перекресток со второстепенной дороги. Кроме того, в таких случаях Правила требуют пропустить и пешеходов, которые пересекают путь движения транспортного средства, выезжающего на основную дорогу. Конечно, на практике могут встретиться самые разнообразные ситуации, когда водителю трудно правильно оценить обстановку. Именно поэтому сказать в Правилах что-либо конкретнее и определеннее, чем территории, «прилегающие к дороге», не представляется возможным. Предполагается, что во всех сложных случаях должны быть установлены соответствующие дорожные знаки ,(при выезде на основную дорогу знаки 1.6 или 2.15, а на основной дороге — знаки 1.5 или 4.1). Вообще следует заметить, что новые Правила дорожного движения ориентируются на широкое применение технических средств регулирования с тем, чтобы исключить возможность ошибочных действий водителей. М. А ФАНАСЬЕВ , н ачальник отдела НИИЛ безопасности дорожногодвижения МВД СССРВЫЕЗЖАЯ НА ДОРОГУПисьмо было коротким, и можно привести его целиком. «Я стал свидетелем аварии, — писал из Саратова Б. Петров, — разбирая которую мы с друзьями-автомобилистами разошлись во мнениях. Потому и решили обратиться в журнал. Суть дела такова. Рядом с дорогой располагалось автотранспортное предприятие, от которого к ней вел асфальтированный проезд метров 50—70 длиной. На этом перекрестке и столкнулись мотоциклист с грузовиком, выезжавшим справа, с автобазы. Правда, автобазу эту за домами почти не видно. Какими тут правилами руководствоваться? Одни говорят, что в данном случае надо применять пункт 111, как на обычном равнозначном перекрестке, другиепункт 84. Кто из нас прав? Напоминаю: до ворот автобазы около 70 метров». Ну что ж, картина в общем ясна. Теперь давайте вспомним пункт 84: «При выезде из дворов и других территорий, прилегающих к дороге, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов».Двор, так сказать, в классическом смысле этого слова представить себе нетрудно. Но практика современного градостроительства настолько многообразна, что зачастую большую территорию со спортивными, детскими площадками и скверами, ограниченную многоэтажными зданиями, как-то трудно назвать «двором», хотя по своему функциональному назначению она является именно двором. Тем не менее, с позиций Правил дорожного движения и маленький «классический» двор и большой современный микрорайон, опоясанный десятками жилых корпусов, равнозначны, когда речь идет о порядке выезда с этих территорий на основную дорогу. И не имеет значения 10, 20 или больше метров проехал водитель до места, где его путь пересекается с общим потоком транспорта. Рассмотрим теперь пример автора письма. Итак, вблизи от дороги, скажем, метрах в 50, расположено автохозяйство. Его территория с основной трассой связана подъездной дорогой, по которой движутся автомобили только данного автохозяйства. Что общего в этих двух примерах? Прежде всего то, что, по сути дела, речь идет о подъездных путях, предназначенных исключительно для движения тех транспортных средств, которые заезжают в этот двор или в данное автохозяйство. На его месте можно представить себе и площадку для стоянки, и АЗС, и колхозную ферму. Естественно, что в таких местах транзитного движения нет, да и местное невелико. Поэтому, хотя по внешним признакам примыкание подъезда к основной магистрали и может образовывать перекресток равнозначных дорог, Правила дорожного движения не распространяют на такие примыканияИсследователи об ослеплениифарамиЗатем эксперимент видоизменили. Над глазами участника опыта у лба укреплялся импульсный источник синего света. Включиться он мог лишь при помощи фотодиода и электронного реле. Все остальные условия и задачи оставались прежними. После десятиминутной темновой адаптации включались фары. В то же мгновение срабатывала электроника, и у глаз испытуемого всего на 0,002 секунды вспыхивала сине-голубая «засветка». Он продолжал смотреть на фары, переводил взгляд на таблицу Сивцева и... почти вдвое раньше, чем в предыдущей серии опытов, уверенно читал все буквы пятой строки. Коротенькая вспышк а сине-голубой «засветки» помогла всем без исключения участникам эксперимента значительно сократить время восстановления зрительной функции. Если, например, в первой серии опытов среднее время участника № 3 составило 9 секунд, то в серии с «засветкой» оно сократилось до 5.3. Результаты участника № 13 соответственно 13,3 и 4,0, участника № 16 — 8 и4 секунды, участника Я» 21 — 17,3 и 5,3. Думается, что результаты этого исследования могут иметь большое практическое значение, что есть все основания говорить о необходимости его широкой экспериментальной проверки и применения на транспорте. Решение этой задачи для конструкторов не составит большого труда. В кабине автомобиля, над ветровым стеклом напротив водителя, надо разместить небольшой, размером с подфарник, импульсный источник синего света, что-то похожее на известную всем фотовспышку. В передней части автомобиля находится «глазок» фотодиода. Под капотом — реле и блок питания, подсоединенные к системе электрооборудования. Это устройство бдительно несет на ночной дороге свою службу. Оно регистрирует сильный свет встречных фари мгновенно реагирует на него короткой сине-голубой вспышкой, значительно сокращающей длительность ослепления, если уж избежать его не удалось. Г. ДЕМИРЧОГЛЯН, д октор биологических наук , Р. ДАВТЯН, аспирант г. ЕреванКЛИНклиномКому из водителей не приходилось испытать на себе ослепление светом фар встречной машины? К сожалению, строгое правило о переходе на ближний свет далеко не всегда соблюдается на дорогах. Ослепление может быть и непреднамеренным, когда автомобили встречаются на горных серпантинах, на повороте в лесу, выезжают из-за строений. Однако водителю от этого не легче. На некоторое время он оказывается в беспомощном положении слепца за рулем машины, мчащейся в неведомое. Сколько непоправимых несчастий произошло в таких ситуациях из-за несовершенства человеческого зрения! Ослепление сильным встречным светом связано с тем. что под его воздействием интенсивно разлагается зрительный пигмент глаза. Днем этого не бывает, потому что зрачок, настроенный на сильное освещение, пропускает лишь безопасную долю света. Ночью, когда мобилизованы все резервы светочувствительности глаза, зрачок не успевает отреагировать на яркую вспышку. Мгновенно наступает полная темнота. Лишь через десятки секунд зрительный пигмент восстанавливается, и зрение возвращается к относительно нормальной чувствительности. А на полную темновую адаптацию потребуются еще многие минуты, причем у разных людей это время может сильно различаться. Ученые, специалисты многих стран упорно работают над предотвращением ослепления водителей. Строго регламентируются регулировка и установка фар, испытываются источники и фильтры поляризованного света, ведутся поиски в других направлениях. Однако нацелены они в основном на достижение абсолютного результата, проходят как бы под 28девизом «Все или ничего». Такая тенденция долгие годы была характерна вообще для борьбы с аварийностью на транспорте: все усилия были направлены на предотвращение происшествий и лишь в последнее время стали работать и над смягчением их последствий. Между тем если пока нельзя полностью исключить ослепление, то способы значительного ослабления его эффекта имеются. Один из таких способов исследовали авторы этой статьи вместе с другими сотрудниками Лаборатории зрительной рецепции Института экспериментальной биологии Академии наук Армянской ССР — кандидатами биологических наук 3. Аветисян, М. Аллахвердян и старшим инженером Р. Восканян. В основу работы легла гипотеза о фоторегенерации, происходящей в сетчатке глаза и, в частности, способности коротковолновой синеголубой части спектра ускорить восстановление зрительного пигмента. В лаборатории была создана экспериментальная установка, моделирующая ситуацию ослепления водителя. В течение 10 минут участник опыта проходил темновую адаптацию, его глаза привыкали к полной темноте. Затем в трех метрах перед ним на 5—20 секунд вспыхивали автомобильные фары, на которые он обязан был смотреть в упор. Когда фары гасли, человек переводил взгляд на нормально освещенную таблицу Сивцева, знакомую всем, кто побывал на приеме у глазного врача. Замерялось время, после которого ослепленный мог уверенно прочесть буквы пятой строки таблицы, что соответствует остроте зрения 0,5. Почему для людей с нормальным зрением был избран такой заниженный показатель? Потому что уже в этом случае водитель способен ориентироваться в дорожной ситуации, не дожидаясь полной световой адаптации. Испытание повторялось трижды, и по результатам измерений выводилось среднее время, требовавшееся для восстановления зрительной функции в заданных пределах. Проверке подверглись 22 взрослых здоровых человека в возрасте 23—33 лет. Зафиксированное время у разных людей колебалось от нескольких секунд до полминуты.