ВАЗ-ПЕРВЫЕ ВП ЕЧАТЛЕНИЯВ нынешнем году под этой рубрикой будут печататься рекомендации владельцам автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. гажника придают стремительность общему рисунку. О боковом молдинге можно спорить: многие считают, что он не нужен и даже вреден (лишние отверстия — лишние очаги коррозии). Но многие, и мы в том числе, склонны признать, что он украшает автомобиль. На задних стойках — нарядные решетки вытяжной вентиляции кузова. Эта «мелочь» сразу говорит о классе машины, о комфорте пассажиров. Подходим ближе. Так. Новый замок багажника. Очень хорошо. Теперь уже не столь просто захлопнуть внутри него ключи и совсем уж непросто открыть запертую крышку без ключа. Сам багажник емкий, удобный. Инструментальная сумка размещена «под рукой», бензобак закрыт. Заглянем под капот. Сразу обращает внимание новое устройство — гидровакуумный усилитель тормозов. Шины внешне более массивные, с широким профилем, крупным рисунком. Эти радиальные покрышки специально разработаны для скоростного ВАЗ-2103. Они «мягче», лучше «держат» дорогу, сокращают тормозной путь. Открываем дверь — загорается яркая красная лампа в ее торце. Это сигнал водителю, едущему сзади, о возможном появлении человека на дороге. Заглядываем в салон. Новые 'передние сиденья с валиками-опорами, комбинированная обивка их — сукно и искусственная кожа. Новые задние сиденья с откидывающимся подлокотником в середине. Красива обивка дверей, удобны широкие ручки-подлокотники, в нижней части — карманы для дорожных карт и книг. Большой «перчаточный» ящик и под ним еще вместительная полка для мелочей. Пол покрыт ворсистым ковром в цвет обивки сидений. Новая панель приборов, новый руль... Пора наконец сесть в машину. Сиденье удобно охватывает тело. Пожалуй, несколько велик наклон спинки. Выпрямим ее. Щелчок, еще один. Теперь хорошо. Отодвинемся на сколько нужно от руля. Отлично. Разберемся в приборах — и можно ехать. Все же стрелочные приборы значительно удобнее, чем одни контрольные лампы, особенно когда критические показания дублируются красными, хорошо заметными сигналами ламп. Какие отличия? Появился желтый сигнал, показывающий, что включена пусковая система карбюратора, и теперь уж трудно забыть об этом и не выключить ее после прогрева двигателя. И еще весьма важный сигнал — мигающая красная лампа ручного тормоза может вспыхнуть постоянным светом. Это значит, что уровень жидкости в бачках главного тормозного цилиндра упал — в системе утечка, нужно принимать меры. Конечно, сегодняшние автомобильные генераторы переменного тока с полупроводниковыми выпрямителями и современные реле достаточно надежны, но, уж если на щитке стоят три стрелочных прибора, на наш взгляд, не лишним был бы и амперметр в добавление к контрольной лампе. Пора в дорогу. Путь неблизкий: Волжский автозавод — Москва. Дорогой поговорим. Проверены уровень масла в моторе и антифриза в системе охлаждения, давление в шинах, бак заправлен. Вперед. Асфальт. Скорость совершенно не ощущается. Следует обратить на эту особенность ВАЗ-2103 внимание тех водителей, которые начинают эксплуатировать его после старого «Москвича», «Запорожца» или «Волги». Стрелка спидометра уже около 120, а рука ищет «пятую» передачу, хочется добавить еще и еще. Поэтому на первых порах чаще контролируйте себя, не увлекайтесь и не ориентируйтесь в скорости лишь по звуку мотора — обманетесь. Особо нужно сказать о тормозах. На всех «Жигулях» они отменны, это общепризнано. А на ВАЗ-2103 система снабжена еще и гидровакуумным усилителем. Педаль без усилия «прожимается» почти до пола. Здесь вы не почувствуете привычногоСитуация была вполне аналогична той, когда мы получили ВАЗ-2101: «Выбирайте», — сказал главный конструктор Волжского автозавода В. С. Соловьев, и мы посмотрели на ряд автомобилей, стоящих в просторном гараже экспериментального цеха. Да, ситуация была такой же, но обстановка совершенно иной. Вчера (то есть три года назад) люди и машины экспериментального теснились на одном из участков корпуса вспомогательных цехов. ВАЗ-2101 тогда только что пошел на конвейер, а машины моделей «2102» и «2103» лишь в виде образцов стояли под чехлами, ожидая разработки. Сегодня же экспериментальный цех занимает специальный корпус, оборудованный по последнему слову автомобильной науки, а машины трех моделей (это за три года,!) полностью освоены производством и ежедневно тысячами сходят с конвейера. И вот мы у автомобиля, который должен за год раскрыть нам, а значит и вам, все «черты характера». Цвет — ярко-красный, государственный номер «00-82 Проба», двигатель № 0001614, шасси № 0001651. Конечно, вы знаете, чем отличается ВАЗ-2103 от первой модели («За рулем», 1973, № 1), но давайте осмотрим машину еще раз. Четыре фары небольшого диаметра, несомненно, делают «фасад» более привлекательным, незначительные изменения в форме передних и задних крыльев, капота и ба-На призы«Зарулем»в 1973 году он будет вне конкуренции, но уже в первом туре — на зимнем командном ралли — команда ВАЗа вышла на третье место, а АЗЛК — на восьмое,и счет стал 10 : 3 в пользу волжан (в этом соревновании не было личного зачета). Впервые не принес москвичам успеха и чемпионат СССР по зимним ипподромным гонкам. В Тамбове, где стартовали автомобили класса I (до 1300 см 3 ), представители ВАЗа Э. Пистунович и В. Николаев заняли первые два места. А в Москве на гонках машин класса II (до 1600 см 3 ) и группы IV (автомобили всех" классов с форсированными моторами) Пистунович занял два вторых места, оставив позади спортсменов АЗЛК В. Бубнова, А. Шишкова, В. Харитонова. ИтогВАЗОБЛАДАТЕЛЬ «ТРОФЕЯ ЗАВОДО» лучшем зале города Тольятти на торжественном вечере, посвященном Дню машиностроителя, руководству ВАЗа был передан «Трофей заводов». Этот переходящий приз, учрежденный три года назад редакцией «За рулем», вручается предприятию автомобильной 'промышленности за лучшие результаты его машин и его гонщиков в первенствах Советского Союза. «Трофей заводов» отмечает вклад заводов в развитие советского автоспорта, 16их успехи на этом направлении технического прогресса. Напомним, что для завоевания «Трофея» «еобходимо набрать в шести чемпионатах СССР наибольшую сумму очков, начисляемых по специальной шкале. В зачет идут результаты первенств по зимним командным ралли, ипподромным гонкам, кольцевым гонкам на легковых и гоночных автомобилях, ралли, кроссу. В каждом классе машин первые десять мест оцениваются соответственно 15, 12, 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2, 1 очками, причем зачитываются два лучших результата заводских спортсменов в каждом классе. В первые два года — 1971-м и 1972-м — «Трофей» с большим преимуществом выигрывал испытанный спортивный коллектив АЗЛК. Казалось, что и