18
19
Удостоено Государственнойги, соединяет железнодорожныйи автобусный вокзалы, вертолетную станцию и речной причал. Пересечения основных транспортных артерий города выполнены в разных уровнях или в виде кольцевых площадей, д вижение на которых регулируется лишь в часы «пик». В центре запроектирована распределительная петлевая магистраль судобными выходами клюбому району города. Ш и ­ рина большей части улиц достигает 110 м, а проезжая часть имеет 3—4 по ­ лосы для движениявкаждом направлении. Плотность магистральных улиц в населенной части города — 2,45 километра на 1 квадратный километр территории. Вообще площадь улиц идорогв Тольятти на 20—30 процентов больше обще ­ принятых норм . Сделано это сучетом новых темпов автомобилизации. В проектировании транспортной схемы городабольшую роль сыграло то обстоятельство, что 70 процентов всех работающих на автозаводе начинают смену одновременно . Доставка их от дома до проходнойдолжна занимать не больше 20 минут, и мы этого добились, о ргани ­ зовав безостановочное движение автобусов-экспрессов. Не забыты и те, к то приезжает на собственной машине. Перед проходными завода сооружаются стоянки, способные вместить все автомобили, что есть сегодня у работающих в самой многолюдной , дневной смене. Зарезервированные впредзаводской зоне участки позволят при необходимости удвоить емкость этих стоянок. П роекти ­ руются специальные площадки для мо ­ тоциклов и велосипедов. Автостоянки, а в некоторых случаях и подземные гаражи-стоянки строятся или предусмотрены возле всех общественных зданий, крупных торговых предприя ­ тий, кинотеатров, концертных залов, спортивных комплексов . О собенномно ­ го места автомобилю отводится воб ­ щ егородском центре сего административными и общественными зданиями, Д ворцом культуры иДворцом бракосочетаний, б ольшимконцертным залом иторговымцентром . Здесь можно будет разместить 10 тысяч автомобилей, п ри ­ ч ем пятая часть их будет находиться в двух-трехэтажных гаражах-стоянках. Собственный автомобиль удобен тогда, к огда он подруками , поблизости, к огда на нем можно доехать: «от порога до порога». Поэтому вжилых районах на межмагистральных территориях Тольятти принята довольно внушительная норма размещения машин индивидуальных владельцев: на каждую тысячу жи ­ телей — 50 мест на открытых стоянках и 100 мест в гаражах. Размещаются они в основном на въездах вжилую зону. Гар ажи , к ак правило, п роектируютсяпод ­ земные, большой емкости , на их пере ­ крытиях предусматриваются стоянки или спортивные площадки. Удельная площадь земельных участков, отведенная для хранения автомобилей возле кварти2 ры, составляет 1—2 м на каждогопро ­ ж ивающегов этом районе. Не все владельцы пользуются маши ­ ной каждодневно . М ногим она нужна лишь для поездокв выходные дни, в отпуск. И м не так уж важно, чтобы гараж был рядомсдомом . Д ля этой категории автолюбителей планируются большиепремиим ногоэтажные гаражи смойкамии автозаправочными станциями в санитарно-защитной зоне автозавода. Площадь под них зарезервирована. Сейчас в личном пользовании тольяттинцев свыше 12 тысяч автомобилей — не так ужмного по сравнению с ближ айшимбудущим . Одна треть их хранится в гаражах, остальные — на откры ­ тых стоянках, платных и бесплатных. Вблизи жилых районов возводятся трехэтажные кооперативные гаражи на 108 мест каждый . В их подвалах предусмот ­ рено такое же количество хозяйственных кладовых. Д ля все возрастающего парка машин личного пользования в Тольятти вводитс яв строй автоцентр ВАЗа — одна из крупнейших в стране станций техничес кого обслуживания. Таковы ближайшие перспективы, к ото ­ рые воплощаются вжизньпроектиров ­ щ икамии строителями внашеммоло ­ д омгороде — родине полюбившихся всем «Жигулей». И мысогромнойра ­ достью восприняли весть оприсуждении авторскому коллективу Государственной премии СССР за архитектуру новых жи ­ лых районов города Тольятти. Н. ТОМАНОВ, главный архитектор города г. ТольяттиТРАНСПОРТ НЫХ ПРОБЛЕМВсе знают, как неудобны для современного транспорта города старой застройки. Узкие коридоры улиц захлебываются потоками машин, негде остановиться, нет места для гаражей. Все это понятно: старое переделывать очень трудно. Но растут новые крупные города, которым посчастливилось родиться позже автомобиля. Помнится, что четыре года назад в заметке «Тольятти—город автомобильный» журнал («За рулем», 1969, № 2] рассказывал о генеральном плане Тольятти как о примере реализации новых возможностей, как о прообразе городов завтрашнего дня. Хотелось бы узнать, как эти планы претворяются в жизнь. Москва Б. БАКУСОВ Редакция обратилась к главному архитектору города Тольятти Николаю Васильевичу Томанову с просьбой ответить на это письмо.О дно из преимуществ нового городавтом , что он с момента рожденияпри ­ спосабливается жить в содружестве с автомобилем. У жепри разработке генерального плана Тольятти проектировщи ­ ки позаботились отом , чтобы общественному и личному транспорту было просторно на улицах, чтобы машины мог . ли двигаться достаточно быстро, а внеко ­ торых случаях и безостановочно, чтобы им было где стать и на какое-то время и на «ночлег». И ными словами, чтобы автомобиль, обслуживая человека, не ме ­ шал ему , не заполнял шумоми отработавшими газами жилые зоны, не угро ­ жал пешеходам. Если посмотреть на наш городс высоты птичьего полета, привлечет внимание характерная особенность планировки — основные магистрали, пересекаясь, делят его на квадратные ячейки со стор онойв один километр . Площадь каж ­ дой такой межмагистральной территории составляет 80—90 гектаров и представляет собой благоустроенный жилоймикро ­ район на 25—30 тысяч человек, и золиро ­ ванный от уличного шума, озелененный, обеспеченный всем необходимым . Основой транспортной сети города являются четыре скоростные дороги непрерывного движения , связанные с системой магистральных улиц, на которые выходят районные, главные улицы центра, парковые проезды . Главная ось города обеспечивает удобную связь сдорогойМосква — Куйбышев. Поперечная магистраль, п ро ­ ходящая по восточной границе автозавода через центр городак берегу Вол181гшег-г~шШ~" Удостоено Государственнойпремии©площадка для стоянки жилые и общественные здания\X\iJшлподземный гараж подземный переход Проект жилого района у пересечения проспекта Свердлова с улицей Революционной.\Одна из главных улиц города — Революционная. Фото В. Великжанина (ТАСС)