За нашу Советскую Родину!За рулём1 • январь • 1 974Ежемесячный научно-популярный спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаПо ИЛЬИЧУ сверяя шагВеликая социалистическая Родина вступает в новый, 1974-й год. Советские люди по доброй традиции подводят итоги истекших месяцев старого года. Они делают это с законной гордостью: третий, решающий был отмечен ударным трудом во всех отраслях народного хозяйства. Он ознаменован крупными успехами Советского Союза и стран социалистического содружества на международной арене, дальнейшим укреплением нашей экономики, оборонного могущества, нерушимой сплоченностью советского общества вокруг Коммунистической партии. Самоотверженным трудом на благо социалистического Отечества советские люди подтверждают свое стремление жить и работать по-ленински. Неизменно руководствуясь надежным научным компасом ленинизма, наша партия смело решает проблемы хозяйственного и культурного строительства, настойчиво добивается повышения эффективности экономики, ускорения технического прогресса. К числу важных областей хозяйственного строительства, которым партия и правительство уделяют постоянное и пристальное внимание, относится автомобилизация, та автомобилизация, как ее себе представлял Владимир Ильич Ленин, — поставленная на службу широким трудящимся массам, всему народу, делу строительства коммунизма. Еще задолго до Великого Октября, думая о социалистических преобразованиях, которые должны последовать за революцией, он писал: «Автомобильное дело, при условии обслуживания большинства населения, имеет громадное значение, ибо общество объединенных рабочих заменит автомобилями очень большое количество рабочего скота в земледелии ив извозной промышленности». С первых же дней Советской власти предпринимается множество мер к тому, чтобы имеющийся в стране автотранспорт поставить на службу молодому государству рабочих и крестьян, целям развития народного хозяйства и защиты социалистического Отечества. До нас дошли десятки документов, касающихся деятельности автотранспорта, декреты, приказы, распоряжения, принятые по инициативе В. И. Ленина, многие подписанные им самим. Это ленинское наследие является основополагающим в деле развития автомобильной промышленности и автотранспорта страны. Ныне это современные индустриальные отрасли нашей экономики. Мощный парк технических средств транспорта, разветвленная сеть путей сообщения — составная часть материальной основы экономических, социальных, культурных связей в государстве. Возьмите производство автомобилей. Сейчас в стране 24 завода, с конвейеров которых ежедневно сходит более 4000 автомобилей. Эти заводы связаны с десятками предприятий, поставляющих двигатели, карбюраторы, шины, амортизаторы. Чтобы построить современный автомобиль, нужны специальные стали и сплавы, специализированные станки, лакокрасочные материалы, пластмассы и многое другое. Когда автомобиль выходит за ворота завода, его нужно обеспечить топливом, смазочными материалами, хорошими дорогами, грамотной эксплуатацией и умелым управлением. В последнем случае он становится и средством приобщения человека к технике, к мотору. А ведь это миллионы людей. В нашей стране автоделу обучают в средних школах, автомотоклубах ДОСААФ, автокомбинатах, на курсах ив кружках. Автомобиль играет важную роль в укреплении обороноспособности страны. Для социалистического пути автомобилизации, как и для всей нашей экономики, характерно плановое начало. Проведем такое сравнение. В капиталистическом мире темпы автомобилизации высоки. Автомобиль стал там символом респектабельности. Однако посмотрим, что несет людям безудержная гонка производства автомобилей, и прежде всего легковых. Засилие машин — это смог, окутывающий города, это сжигание энергетических ресурсов, это гибель мелких и средних фирм и предприятий в пасти олигархий и тысячи рабочих, выбрасываемых на улицу. Недаром проблемы автомобилизации рассматриваются в западном мире как признаки огромного бедствия. Нам автомобиль такими явлениями не грозит. Мы вовсе не отказываемся от личной машины. Свидетельство тому растущие мощности ВАЗа, АЗЛК, Ижевского автопроизводства, создание обществ авто- и мотолюбителей, развитие автосервиса. Все дело в том, что в системе плановой социалистической экономики разумно сочетаются пропорции развития разных средств транспорта, причем основой являются ускоренное развитие общественного транспорта, увеличение грузооборота автотранспорта общего пользования, дальнейшее укрепление крупных хозрасчетных предприятий, расширение массовых централизованных перевозок, повышение экономической эффективности всей транспортной системы страны. Роль автотранспорта в нашей стране с ее обширной территорией, многоотраслевой промышленностью, сложным кооперированием и специализацией производства, огромным внутренним и внешним товарооборотом будет повышаться с каждым годом. Государство выделяет большие средства на строительство дорог, станций технического обслуживания, ремонтных предприятий. Проявляет неустанную заботу о подготовке водительских кадров, об улучшении организации, безопасности движения. Социалистический путь автомобилизации — это путь, на котором автомобиль служит улучшению жизни людей, развитию советской экономики, ускорению нашего движения вперед. 1В НОМЕРЕ: Наш путь автомобилизации Вступая в четвертый год пятилетни К 50-летию советского автомобилестроения В организациях ДОСААФ Проблемы и суждения Новые общества Советская техника Новости, события, факты Автомобиль на Кубе 10 1 t! Г 1В «Клубе «Автолюбитель»: еще об электронном зажигании и знакомство с ВАЗ 2103 14 На призы «За рулем» Удостоено Государственной премии Три семейства КамАЗ Северу нужны снегоходы «Зеленая волна» Справочная служба Владельцам ижевских «москвичей» Книжная полка В мире моторов Советы бывалых Шуточный рассказ По письму приняты меры "' II 1На вкладке — электрооборудование «запорожцев» ЗАЗ-966 и ЗАЗ 968 На первой и второй страницах обложки — фотоэтюды С. ВетроНа третьей странице обложки — рисунки В. БлатманаИздательство ДОСААФ, Москва (F*) «За рулем», 1974 г.