К 50-летиюна них монтировались шины размером 880X135 мм. Во время испытательного пробега в 1924 году АМО-Ф-15 закончили маршрут без поломок; средний расход топлива составил 24,3 л на 100 км . При этом машина легко развивала скорость до 50 км/час.советскогоавтомобилестроенияК РАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОЗАВОДОВ годы и фанты2 августа 1916 года. На. окраине Москвы, в Тюфелевой роще, заложен завод АМО. 7 апреля 1921 года. В. И. Ленин телефонограммой поздравил амовцев с выпуском первых автомобильных двигателей. 7 ноября 1924 года. Вместе с колонной демонстрантов-амовцев по Красной площади прошли первые десять полуторатонных грузовиков АМО-Ф-15. 1926 год. Директором завода назначен бывший слесарь-путиловец И. А. Лихачев, чье имя с 1956 года носит предприятие. 1947 год. Освоен выпуск двухосных четырехтонных грузовиков ЗКС-150, а затем трехосных ЗИС-151 и многоместных автобусов ЗИС-154 вагонного типа. 1949 год. Автозавод удостоен второго ордена Ленина. 1958 год. Вместо автомобиля ЗИС-110 начат выпуск комфортабельного легкового автомобиля высшего класса с закрытым кузовом типа «лимузин» — ЗИЛ-111. ЗИС-150 заменен моделью ЗИЛ-164 грузоподъемностью 4 т. 1960 год. Крупнейшая за всю историю завода реконструкция, в результате которой он вышел сегодня на уровень передовых автомобильных предприятий мира. 1964 год. С конвейера сошел последний автомобиль ЗИЛ-164 А, и завод без остановки производства полностью перешел на выпуск грузовиков ЗИЛ-130. Положено начало новому семейству, которое сейчас составляет основную продукцию предприятия. .1967 год. Выпущен легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-114 — семиместный лимузин с тремя рядами сидений. 1971 год. Автомобилю ЗИЛ-130 присвоен государственный Знак качества. Государственной премии СССР в области техники удостоена большая группа работников ЗЕВОда — за разработку и внедрение системы комплексной механизации основных и вспомогательных процессов производства. 1972 год. Начато производство легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ-117 (пятиместный седан). Общая длина конвейеров ЗИЛа превысила 60 километров. Создано объединение по производству автомобилей (МосавтоЗИЛ), включающее заводы-филиалы, специализирующиеся на изготовлении отдельных узлов и деталей.» »*Ровно через год после амовцев собрали первые два грузовика ярославцы. В Ярославле находилось второе по мощности предприятие из входивших в объединение ЦУГ A3 — 1-й авторемонтный завод, где изготовляли железнодорожные дрезины, мотовозы, карбюраторы, запасные части. Здесь в 1925 году начали производство трехтонных грузовых автомобилей. Они снабжались двигателем и коробкой передач от АМО-Ф-15 (другого выхода не было). У грузовиков Я-3 был большой запас прочности, но изза недостаточной мощности мотора оказалась ограниченной грузоподъемность. По габаритам это была более внушительная, чем АМО, машина: 6500 мм длиной (почти как современный ГАЗ-53), 2550 мм высотой (как нынешний МАЗ-500), 2460 мм шириной; база — 4200 мм. Я-3 весил 4,5 тонны, его скорость была 30 км/час, а расход горючего — 40 л/100 км. Раму из-за отсутствия оборудования сваривали из швеллеров. Деревянная трехместная кабина не имела боковин. На машине стояли ацетиленовые фонари. Ярославцы, создавшие исключительно прочную и надежную машину, получили в 1926 году право называть свое предприятие автомобильным заводом. Я-3 пошел в серию, «о он был дорогим автомобилем. Наряду со снижением себестоимости ярославцев заботило повышение грузоподъемности машины. Нужен был более мощный, чем «амовский», двигатель. Завод начал использовать импортные моторы, непрерывно расширял производство автомобилей. Это были уже четырехтонки Я-4, модернизированные Я-5 и Я-6. В дальнейшем Ярославль дал стране грузовики ЯГ-3, ЯГ-10, автобус-гигант ЯА-.2, самосвалы ЯС-1, троллейбусы ЯТБ-2 и ЯТБ-4, тягачи Я-11 и Я-13, ЯАЗ-200, 205, 210 и другие машины. Параллельно здесь работали над моторами. Окончательно завод стал моторным в 1958 году.* * •Рождение первых советских автомобилей, становление отечественной автомобильной индустрии относится к периоду интенсивного восстановления народного хозяйства. Уже в начале 1928 года благодаря АМО и ЯАЗу автомобильный парк страны насчитывал 16 426 машин. Заводы непрерывно совершенствовали первые советские автомобили, одновременно шла реконструкция самих предприятий. Трудный опыт АМО и Ярославского завода стал трамплином для создания современной и мощной автомобильной индустрии. Эта работа развернулась после 1929 года, с началом строительства Горьковского автозавода. Действующие итания, зажи|ия карбюра-1929 год. По решению правительства начата первая коренная реконструкция завода с доведением выпуска автомобилей до 25 тысяч в год. К 1931 году создано, по существу, новое, первоклассное по тем временам предприятие. Принят к производству АМО-3 грузоподъемностью 2,5 т. 1 октября 1933 года. Выпущены двухосный ЗИС-5 (грузоподъемность 3 т), трехосный ЗИС-6 (4 т) и автобус ЗИС-8 на 22 места для сидения. 1933 год. Исторический автопробег по маршруту Москва—Каракумы—Москва. Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции завода. Было предусмотрено увеличить выпуск автомобилей до 80 тысяч в год, в том числе до 10 тысяч легковых. В период реконструкции, до войны созданы модели: легковой автомобиль высшего класса с закрытым шестиместным кузовом типа «лимузин» ЗИС-101, газогенераторный грузовик ЗИС-21, 26-местный автобус ЗИС-16. 1941 год. Часть цехов завода эвакуирована на Урал ив Ульяновск, где с помощью московских инженеров и рабочих развернуто производство грузовиков ЗИС-5В. 1942 год. В Москве возобновлен выпуск для фронта грузовиков ЗИС-5В и полугусеничных машин ЗИС-42. За успешное выполнение заданий партии и правительства заводу вручен орден Ленина. 1944 год. Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. 1946 год. Ведется третья реконструкция завода. Начат выпуск легковых автомобилей высшего класса ЗИС-110 с кузовом типа «лимузин».История советского автомобилестроения — это история автомобильных заводов от АМО до КамАЗа. Сейчас в стране двадцать четыре предприятия выпускают автомобили. Половина их — в шести братских республиках. Невозможно перечислить здесь все предприятия, которые поставляют материалы и комплектующие изделия для автомобиля. И среди них есть своя гиганты и ветераны — как Ярославский «Автодизель» или Белоцерковскии комбинат шин и резино-асбестовых изделий. О некоторых автозаводах уже написаны книги, другие открывают только первые страницы своей история. С этого номера мы начинаем публиковать основные факты из биографии наших автомобилестроительных предприятий.