ВременагодаВодитель. Целиком присоединяюсь к этим рекомендациям. Не представляю себе, как можно отправиться в путь, не проверив работу двигателя, состояние шин, приборов освещения. Каждый раз я выясняю также, достаточно ли в бачке тормозной жидкости, а тронувшись с места, делаю несколько качков педалью, потому что тормозная жидкость может не только вытечь, но и загустеть. Некоторые неопытные водители, стремясь поскорее нагреть машину, закрывают сразу все стекла, включают «печку» и ждут, когда со стекол сойдет изморозь. А через несколько километров стекла начинают запотевать, будто за окном густой туман. Чтобы избежать этого, я стекла закрываю не полностью и минут десять даю двигателю поработать на разных режимах. Таким образом в салоне создается нормальная и постепенная циркуляция теплого воздуха. Когда обогреватели ветровых стекол начинают работать хорошо, трогаюсь в путь. Автоинспектор. Вот теперь, пожалуй, главное — не увлекаться скоростью, ибо погасить ее на зимней дороге чрезвычайно трудно. К сожалению, половина всех дорожно-транспортных происшествий — результат чрезмерного увлечения скоростью. Выбирая режим движения, постоянно помните о требовании пункта 73 Правил дорожного движения: «Водитель должен принять меры к снижению скорости или остановке перед любым препятствием, которое он должен был и мог предвидеть». Водитель. Но это не значит, что можно еле тащиться, мешая остальным участникам движения. Скорость — неотъемлемое качество современных машин. Опасность не в самой скорости, а в неумении правильно пользоваться ей. Я имею в виду способность -выбирать разумную скорость именно для того участка, по которому вы едете, с учетом состояния вашего автомобиля, поведения других водителей и пешеходов. Автоинспектор. И все-таки слишком часто среди причин аварий на зимних дорогах встречается формулировка: «Водитель не справился с управлением...» Водитель. Согласен. Но часто это результат не только просчета при выборе скорости, но и того, что водитель пользовался летними приемами управления. Летом, на сухом асфальте, в случае экстренной необходимости удаетсяЗИМАЯрШ !ШДИАЛОГ АВТОИНСПЕКТОРА И ВОДИТЕЛЯ«Времена года» — наша новая рубрика для молодых автомобилистов. Кому из тех, кто только осваивает тонкости водительского мастерства, не хотелось бы послушать многоопытного водителя или всеведущего автоинспектора, посоветоваться с ними о том, как избегать аварийных ситуаций, а на крайний случай — выходить из них с наименьшими потерями. Такой разговор может предостеречь от многих ошибок, стать хорошей трибуной передового опыта правильной езды в самых разных дорожных условиях. Для первого разговора мы пригласили вам в собеседники Юрия Ивановича ЛЕСОВСКОГО, шофера первого класса, заслуженного мастера спорта, участника сверхмарафонских авторалли Лондон — Сидней, Лондон — Мехико, «Тур Европы», и Александра Сергеевича ДУГИНОВА, сотрудника Управления Госавтоинспекции МВД СССР, — водителя и автоинспектора. Тему первого диалога подсказывает вступившая в свои права суровая и затяжная русская зима. Это самое трудное для водителя время года. Почему? Какие особенности зимней работы за рулем создают дополнительные трудности?Водитель. Зима усложняет действия водителя прежде всего тем, что машина в этот период становится менее управляемой. Даже на городских улицах зимой редко приходится ездить по сухому асфальту. Обычно лроезжая часть бывает покрыта жидкой снежной кашицей, разбрызгиваемой колесами проходящих машин. В морозные дни она превращается в ледяную корку, часто прикрытую свежей порошей. На многих загородных дорогах такие обледенелые участки сохраняются до саий' и™"^1 r»^W 'о^^'о* ми' 'пвж5* _^^w *о^^з* -^±)>. o^eS*мой весны. Кроме того, ширина проезжей части уменьшается из-за валов снега, убранного с середины дороги. Спасительный маневр с выездом на обочину уже невозможен. Наконец, на скользких зимних дорогах тормозной путь машины увеличивается вдвое, втрое, и управлять ей нужно с особой осторожностью: если летом, чтобы избежать наезда, достаточно «вильнуть» рулем, то зимой это почти всегда приведет к заносу. Все это усугубляется тем, что обзор и видимость в морозные дни ухудшаются. Боковые и задние стекла в автомобиле затягиваются инеем, а переднее забрызгивается снежной кашицей, которую по углам «дворники» расчистить не в состоянии. При всем этом зимний день короток, так что ездить в темное время суток приходится значительно больше. А снегопад при свете фар сокращает видимость до нескольких метров. Автоинспектор. Я добавлю к этому, что зимой" возрастает число дорожнотранспортных происшествий из-за технической неисправности автомобиля, то есть тех, что так или иначе лежат на совести водителя. Исключительное значение для безопасной езды по зимним дорогам имеет регулировка тормозов и состояние шин. Торможение правых и левых колес должно начинаться одновременно, а блокироваться передние колеса должны позже, чем задние. Нельзя выезжать с разным давлением в шинах слева и справа. В таком случае площадь контакта и сцепление с дорожным покрытием будут разными, несимметричными, что может привести к заносу. Правила дорожного движения теперь запрещают выезд, если «протектор шины легкового автомобиля, мотоцикла, автобуса и троллейбуса имеет глубину рисунка по центру беговой дорожки менее 1 мм, а грузового автомобиля — менее 0,5 мм». Это не надуманное ограничение, оно подсказано жизнью: слишком часто «лысая» резина становится причиной несчастий, особенно в зимнее время. Езду на изношенных шинах нельзя оправдать никакими экономическими и другими соображениями. «Экономия», угрожающая жизни водителя, никому не нужна. Поэтому я настоятельно советую: не пользоваться зимой шинами, у которых мала глубина рисунка протектора, снимите их и оставьте для лета.-^^L. чэ^-о* Il" I Ч *о^^^* ^^Л*. ^^^"о*fВЕНГРИЯ. В университете города Сегед создан бесконтактный прибор для измерения степени усталости водителя. Все в нем построено на электронике. Регистрируя и обрабатывая полученные данные, прибор выдает информацию о том, сколько еще времени водитель может провести за рулем без угрозы безопасности движения. ПОЛЬША. В городе Ченстохов специалисты нашли новое применение изношенным автомобильным шинам. Их перемалывают в специальных устройствах, а полученную массу добавляют в асфальт, идущий для покрытия дороги. Этим не только повышается сцепление колес с дорогой, но и значительно увеличивается износостойкость асфальта при всех температурах. 26АНГЛИЯ. Орган британской полиции журнал «Полис ревю» требует запретить окраску автомобилей в черные, темно-синие и темно-коричневые тона. Автомобили такого цвета плохо видны в сумерках на темно-сером фоне дороги. Кроме того, эти цвета угнетающе действуют на окружающих. КАНАДА. По прогнозам специалистов, к 1980 году объем автомобильных грузовых перевозок может возрасти в 1,5 раза. В этой связи ученые рекомендуют уделять больше внимания улучшению условий труда водителей, в первую очередь дополнительной установкой всякого рода приборов, помогающих им ориентиро- ваться и избегать аварийных ситуаций.