службаИнтервалы между гаражами и жилой застройкой«Какие минимальные расстояния допустимы между гаражами и жилой застройкой, а также между рядами гаражных боксов?» — спрашивает Г. Бойко из Свердловска. Ответ на этот вопрос мы получили в Государственном комитете по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. Действующие строительные нормы и правила устанавливают минимальные расстояния между гаражами или открытыми автостоянками и жилыми, а также общественными зданиями в зависимости от количества хранящихся машин. Если их менее 50, разрыв между гаражом и жилым домом должен быть не меньше 15 метров, а между гаражом и школой, детским садом или больницей — 50 метров. Для крупных гаражей эти расстояния увеличиваются. Промежутки между рядами боксов гаражей не нормируются и рассчитываются так, чтобы обеспечить нормальные условия въезда и выезда для самых крупногабаритных из хранящихся здесь машин.Признак первой неисправности — более яркий, чем обычно, свет ламп и неустойчивая работа двигателя на малых оборотах. Это равносильно уменьшению числа витков дросселя. Если с корпусом соединится вывод «а» дросселя (см. схему), то не будет работать зажигание и гореть свет, если вывод «б» — н е будут гореть лампы. Прежде чем приниматься за дроссель, сначала установите наибольший зазор между контактами, подтяните пружину контакта, чтобы исключить его вибрацию, проверьте надежность всех электрических соединений и соответствие ламп — в фаре должна быть лампа А6-3, в фонаре А12-1,5. Если вы хотите увеличить яркость света ламп, попробуйте удалить неснолько витков с дросселя, но так, чтобы работа системы зажигания не ухудшилась, а напряжение на лампах не превышало 8—8,5 в.Почетный судья по спортуКому и кем присваивается звание «Почетный судья по спорту»? Этот вопрос содержится в письме Н. Яковлева из Новосибирска. Положением о судьях и судейских коллегиях по военно-техническим видам спорта введены следующие категории судей: юный (12—16 лет); I II категории; II категории; I категории; республиканской категории; республиканской категории по комплексным соревнованиям; всесоюзной категории; всесоюзной категории по комплексным соревнованиям. Вместе с этим установлено звание «Почетный судья по спорту». Оно присваивается «судьям всесоюзной категории, имеющим многолетний стаж активной и безупречной судейской и организаторской работы по судейству и внесшим определенный вклад в дело улучшения судейства соревнований». Это звание присваивает Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР по представлению ЦК ДОСААФ СССР на основании ходатайства Центральных комитетов оборонного Общества союзных республик, комитетов ДОСААФ гг. Москвы и Ленинграда, областных и краевых комитетов ДОСААФ РСФСР, всесоюзных федераций военнотехнических видов спорта. Сорок два арбитра по авто- и мотоспорту удостоены уже звания «Почетный судья по спорту». Среди них москвичи И. Владимирова, Н. Глумов, А. Силкин, В. Маржецкий, рижане А. Иванов и К. Страздинш, П. Зубенко из Харькова, Л. Морозов из Кишинева, И. Трещин из Житомира.юрсированном заряде батареи«Некоторое время тому назад в журнале «Техника — молодежи» сообщалось о новом, разработанном в Ленинграде форсированном методе заряда аккумуляторных батарей, который, как было сказано, увеличивает емкость батареи и защищает ее от сульфатации. Расскажите, пожалуйста, подробней об этом методе», — г просит Н. Шматков из Комсомольскана-Амуре. Эту же просьбу высказывают В. Колесник из Ленинграда и другие читатели. Отвечает заведующий аккумуляторной лабораторией НИИАвтоприборов О. Тютрюмов. Метод, о котором идет речь, заключается в применении так называемого асимметричного тока. Режим состоит из чередующихся 10-минутных зарядов током повышенной в 1,5—2 раза плотности и разрядов в течение 0,25 минуты током, равным 0,1 номинальной емкости батареи. Проверка этого метода не выявила его преимуществ по сравнению с обычным зарядом увеличенными токами. Емкость, которую может отдавать аккумуляторная батарея, определяется только количеством активной массы, заложенной в пластины. В процессе эксплуатации емкость несколько меняется за счет некоторого изменения пористости пластин. К середине срока службы она на 5 — 1 0 процентов выше, чем после первого заряда. В дальнейшем емкость несколько снижается из-за разрушения активной массы. Это изменение никак не связано с методами заряда, и потому утверждение о возрастании емкости в результате использования заряда асимметричным током . необоснованно.Проверьте работу сцепления«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты. Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла. Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за. того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении диенов или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана. В некоторых случаях сцепление включается неплавно из-за поломки одной или нескольких его пружин или вследствие заедания троса в оболочке.Для чего нужен дроссельГруппа владельцев мопедов «Рига-7» — С. Волков, И. Иванов, К. Самсонов и И. Жуков из г. Бердянска — спрашивает, какие функции выполняет дроссель в электрооборудовании машины и почему ослабевает свет ламп. Отвечает заведующая лабораторией НИИАвтоприборов Н. В. Якубик. Чтобы понять назначение дросселя, рассмотрим принципиальную схему электрооборудования (см. рисунок). Когда разомкнуты контакты прерывателя, высоковольтное магнето питает системы зажигания и освещения. Дроссель в качестве разделительного резистора обеспечивает работу зажигания при включенных лампах и защищает их от действия повышенного напряжения, которое образуется на выводе трансформатора в момент размыкания контактов. Поэтому если исключить дроссель, то при включении ламп не будет работать зажигание, а сами лампы быстро перегорят. Работа дросселя, а стало быть и всей системы, нарушается обычно из-за меж виткового замыкания или соединения с «массой» (корпусом) его выводов.Что читать о роторных двигателяхЭтот вопрос задал нам Ю. Аниканов из Омска. Специальной литературы, посвященной роторным двигателям, за последние годы у нас не издавалось. Однако эта тема нашла отражение в недавно вышедших книгах: С. Ю. И ваницкийи другие. «М отоцикл . Теория, к онструкция , р асчет » . «Машиностроение», Москва, 1971; А. С. О рлики другие. « У стройствои работа поршневых и комбинированных двигателе й». «Машиностроение», 1970. Статьи на эту тему публиковались и нашим журналом, в частности в 1965 г. в № 12 ив 1970 г. в № 12.Есть ли теперь ДКВ?«Существует ли сейчас завод ДКВ?» — спрашивает нас владелец мотоцикла этой марки, рижанин Я. Озолинь. Основной мотоциклетный завод ДКВ, находившийся в г. Цшопау (ГДР), после окончания второй мировой войны стал называться ИФА, а позже — МЦ. Филиал прежнего ДКВ, оказавшийся на территории ФРГ, был поглощен вместе с заводами «Виктория» и «Геркулес» объединением «Цвайрад Унион». Сегодня под марной ДКВ выпускаются мотоциклы классов 50 и 125 см 3 . Они, по существу, ничем не отличаются от машин с эмблемой «Геркулес». И те и другие снабжены двигателями фирмы «Сакс». Если марка ДКВ после войны заметно деградировала, что характерно для многих западных фирм «средней руки», то завод МЦ в Германской Демократической Республике постоянно расширял свое производство, осваивал новые модели. Ныне народное предприятие МЦ — одно из нрупнейших в Европе по производству мотоциклов легкого и среднего класса.Семерка четырехцилиндровых«Сообщите, пожалуйста, — обращается к нам ленинградец Н. Петелин, — какие модели дорожных мотоциклов, кроме «Хонды», имеют четырехцилиндровые двигатели». Отвечают работники ВНИИМотопрома. Всего таких моделей семь. Это японские «Хонда» (750, 500, 350 смз) и «Кавасаки» (900 см1), западногерманский «Мюнх» (1200 см 3 ), итальянские «МВ-Агуста» (750 см3) и «Мото-Гуцци» (350 см 3 ). Четырехцилиндровые моторы всех этих моделей четырехтактные.Принципиальная схема электрооборудования: 1 — свеча зажигания; 2 — трансформатор с первичной (I) и вторичной (II) обмотками; 3 — ротор магнето; 4 — конденсатор; 5 — прерыватель; 6 — дроссель; 7 — лампа фары; 8 — лампа заднего фонаря; а иб — выводы дросселя.34