ВладельцамuyfceecKux «москвичей»по/!ВЫПОЛНЯЕМ ОБЕЩАННОЕВ декабрьском номере «За рулем» 1973 года был опубликован отчет о редакционных испытаниях «Москвича-412» ижевского производства. Рассказывая о довольно длительном опыте эксплуатации машины (статья так и называлась «60 000 километров спустя»), авторы упомянули о том, что в систему охлаждения был включен расширительный бачок, подобно тому, как это сделано на «Жигулях». При пользовании антифризом он оказался очень полезным. Для тех, кто просил описать его установку, помещаем схему с пояснительным текстом инженера Б. Синельникова. В системе (рис. 1) охлаждающая жидкость, расширяясь при нагревании, перетекает из радиатора в бачок, а охлаждаясь, — идет в обратном направлении. Таким образом, при любом тепловом режиме летом и зимой радиатор всегда полон и температура жидкости нормальнаяМы поставили «жигулевский» бачок на самодельном кронштейне (рис. 2) в наиболее высоком месте (рис. 3), чтобы жидкость в нем ив радиаторе была на возможно близких уровнях, и соединили его шлангом со штуцером заливной горловины радиатора (сняв резиновую сливную трубну). Края штуцера немного развальцевали воротком — так лучше держится шланг. Жидкость свободно перетекает через впускной клапан пробки радиатора благодаря тому, что удалили пружину 11 этого клапана (см. рис. 1), превратив его таким образом в вентиляционный. Кстати, вместо штатной пробки отлично, без всяких переделок, подходит «жигулевская». В систему залили охлаждающую жидкость ТОСОЛ-А40, применяемую на «Жигулях». Результаты такой простой переделки оказались отличными. Не нужно ежедневно проверять уровень воды в радиаторе. Заботы о системе охлаждения сводятся к контролю за тем, чтобы в бачке был необходимый уровень жидкости (летом добавляется дистиллированная вода). После тщательной регулировки двигателя его удается пускать, не прибегая ни к каким ухищрениям, даже при довольно низких температурах.hi3035|2 """з -I1ш- •ГГ~Г «^5 rt* ЧСПизу* 1уJt<И 150-Ф--15 7х>Ad-<Ь2. Кронштейн для установки расширительного бачка на М-412 без гидровакуумного усилителя: 1 — болт Мб с шайбой и гайкой; 2 — основание; 3 — планка; 4 — стяжная лента, охватывающая бачок (толщина листа 1 мм); 5 — заклепки (или болты с потайной головкой).3. Установка бачка: 1 — болты крепления кронштейна; 2 — кронштейн; 3 — прокладка из поролона; 4 — стяжная лента; 5 — соединительный шланг.1. Соединение радиатора с расширительным бачком: 1 — пробка с вентиляционными отверстиями; 2 — прокладка (она же дренажный клапан); 3 — расширительный бачок; 4 — трубка; 5 — пластмассовый шланг внутренним диаметром 13 мм (надевается в нагретом состоянии); 6 — переходник; 7 — хомут; 8 — резиновый шланг внутренним диаметром 8 мм; 9 — штуцер радиатора; 10 — пробка радиатора; 11 — пружина впускного клапана (удаляется).Книэ/снаяполкабольшинстве своем тоже подобраны по ассоциации с основными событиями повести и являются, следовательно, не просто занятной «приправой» к ней, а существенным дополнением. Несколько выходят за эти рамки две подборки фактов под девизом «Первое, первое...» и «Самое, самое...», но они просто любопытны, и каждый автомобилист прочтет их с удовольствием. Таким образом, автору удалось насытить книгу практически полезным и интересным в познавательном отношении материалом, а также справками, советами и консультациями, которые будут благодарно восприняты молодежью, тянущейся к технике. Равновесие между занимательностью и конкретной практической пользой особенно продуктивно в молодежной читательской аудитории. Это и определяет отношение к книге, если иметь в виду ту роль, которую играет автомобильный спорт в подготовке молодежи к службе в Советской Армии ик мирному труду. Л. АФАНАСЬЕВ. председатель Федерации автомобильного спорта СССРПОВЕСТЬ РАЛЛИНачать хочется с простого читательского впечатления — книга* мне понравилась, я прсштал ее с удовольствием. Повесть о ралли, о том, как оно проходило и что испытывали при этом некоторые его участники, написана интересно, с проникновением в психологию спортсменов и знанием обстановки автомобильных соревнований. Вместе с героями повести — четырьмя рабочими * Юлий Клеманов. «Гонщики». М., «Молодая гвардия», 1973.автозавода, занимающимися автомобильным спортом, — читатель окунется в жаркую атмосферу спортивных сражений на дорожной трассе и на скоростных участках, получит представление о волнениях и страстях, обуревающих гонщиков, будет напряженно следить за перипетиями их нелегкой борьбы. Насколько мне известно, Ю. Клеманов первым в нашей беллетристике попытался показать автомобильный спорт, и эта попытка автору удалась. Думается, однако, что рецензируемую книгу характеризуют не столько ее литературные качества (они. разумеется, немаловажны), сколько обилие и разнообразие содержащегося в ней познавательного материала. Многие страницы отведены под «Справочное бюро автомобилиста», которое знакомит читателя с основами скоростной езды и отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у него по ходу развертывающихся на трассе событий. Кроме того, в книге есть еще и «Музей автомобильных историй» (не путать с историей автомобиля!) и «Паноптикум редкостей и курьезов», «экспонаты» которых в35