10
11
СОВЕТСКАЯТЕХНИКАСОВЕТСКАЯКороткие сообщения в печати о создании нового мотоцикла на знаменитом Ижевском машиностроительном заводе — крупнейшем в стране производителе двухколесных машин вызвали естественный интерес мотолюбителей. Свидетельство тому — многочисленные письма в редакцию с просьбой подробно рассказать о новом ИЖе на страницах журнала. Пока шли испытания и доводка конструкции машины, завод готовился к ее производству. И в конце минувшего года уже появились первые мотоциклы по имени «Планета-спорт» с эмблемой «ИЖ». Это событие знаменательно не только для завода, но и для отечественного мотоциклостроения — у нас появился мотоцикл нового типа, причем не уступающий большинству зарубежных образцов. Его называют дорожно-спортивным, потому что он обладает качествами и дорожной и спортивной машины. От первой он унаследовал оборудование, необходимое при движении в потоке транспорта, удобства для водителя и пассажира в длительных поездках, экономичность, простоту обслуживания и ремонта, ряд других качеств, от второй — быстрый разгон, высокую скорость, эффективные тормоза — то, что обеспечивает безопасность движения этого энергичного мотоцикла. Разумеется, его стихия — шоссе, только здесь могут проявиться в полной мере способности мотоцикла. Кстати, в какой-то мере именно хорошим дорогам, которых у нас теперь довольно много, обязана «Планета-спорт» своим рождением. Главный же стимул ее появления на свет — стремление полнее удовлетворить запросы мотолюбителей, в частности тех из них, которые хотят иметь машину, в полной мере приспособленную для туристских путешествий, спортивных пробегов и соревнований. Пока что планируется ограниченный ее выпуск. Время покажет, насколько велик спрос на эти машины, более дорогие по сравнению с обычными дорожными. Но уже сейчас можно сказать: мотоциклостроители сделали шаг вперед в создании принципиально новой для нас конструкции машины. В чем же ее особенности, ее отличия от выпускаемых у нас ныне! Об этом коротко рассказывают главный конструктор Г. Л. ПИСАРЕВ и инженеры В. И. ПАНОВ, Л. А. ТЮРИКОВ, Г. С. МИКРЮКОВ, участвовавшие в создании новой машины.ОткрытиеФото 1. Фланцевое соединение 1 выпускной трубы с цилиндром не пропускает отработавшие газы. Трос 2. соединенный с ручкой газа, служит для управления масляным насосом. Фото 2. Масляный насос разместился под левой крышкой картера. Фото 3. На головке цилиндра установлен декомпрессор 1. Бумажный воздушный фильтр 2 задерживает мельчайшие пылинки. Звук элекрического сигнала 3 слышит даже водитель обгоняемого грузовика. Двигатель закреплен на раме при помощи резиновых подушек .4, поглощающих его вибрацию. На подставку 5 мотоцикл не поднимают, а накатывают, не прилагая больших усилий. Фото 4. Карбюратор с центральной поплавковой камерой не изменяет состава смеси при наклоне мотоцикла. Фото 5. Повернув рукоятку 1в одно из 10трех положений, изменяем жесткость пружины амортизатора. Заднее колесо соединено со звездочкой посредством резиновых блоков 2, смягчающих рывки трансмиссии. Фото 6. Центральный переключатель 1, контрольные лампы нейтральной передачи 2и масляной системы 3 расположены на фаре. Контрольные лампы заряда батареи 4, указателей поворота 5и включения дальнего — ближнего света 6 объединены в отдельном блоке.Фото 7. У левой рукоятки руля — переключатель 1 указателей поворота и кнопка 2 звукового сигнала. Фото 8. У правой рукоятки руля установлен выключатель 1 зажигания (для экстренной остановки двигателя), пере-. ключатель 2 дальнего — ближнего света фары, включатель 3 светового сигнала. Фото 9. Под седлом разместились электронные приборы 1 системы электрооборудования и воздушный фильтр 2. ТЕХНИКАребования, к оторымдолжен отвечать дорожно - спортивный мотоцикл , существенно отличаются от тех, что предъявляются кдорожным машинам. Поэтому, п роектируя «Планету-спорт», м ы не могли опереться на выпускаемые наш имзаводоммодели , п оскольку их технические характеристики иконструкции , продиктованные тяжелыми эксплуатацио нными условиями и максимальной уни ­ фикацией спредыдущимиИЖами , б ы ­ ли далеки от заданных. Пришлось соз ­ дать практически новыймотоцикл , начиная от внешних формикомпоновкии кончая конструкцией узлов и деталей. П режде всего — двигатель. Его рабо ­ чий объем 340 см3 , д иаметр цилиндра 76 мм , ход поршня 75 мм , степень сжа ­ тия 9,5—10; мощность 30 л. с. при 56006700 об/мин, К арбюратор — «Микуни» (Япония) с диффузором диаметром 32 мм . Усилие от коленчатого вала передается кмногодисковому сцеплению шестернями скосымзубом . Верхнее кольцопоршня — х ромированное , подшипник большой головки шатуна — игольчатый. «Планета-спорт» — первый отечественный мотоцикл , снабженный раздельной системой смазки двигателя. Она разработана советскимиспециалистами. Применение такой системы значиСОВЕТСКАЯтельно сокращает расход масла, снижает дымление и токсичность выхлопных газов и, что не менее важно, избавляет от необходимости составлять топливную смесь — в бак заливается чистый бензин. Трос управления винтовым дозирующим насосом, к оторый подает масло из специального бака емкостью 1,5 лккарбюратору , соединен сручкой «газа». Работа систем ы контролируется клапаном-датчиком, в ключающим при отсутствии масла сигнальную лампу. Д ругой конструктивной особенностью новой модели является эластичная подвеска силового агрегата, впервые примененная на отечественных мотоциклах. Большой запас мощности двигателя и удачно подобранные передаточные отношения четырехступенчатой коробки (1—3,17; 11—1,81; 111—1,26; IV—1,00) обеспечивают высокие динамические качества мотоцикла. Его скорость 140 км/час. Д о 100 км/час он разгоняется за 11 сек. Экипажная часть. Основные размерымотоцикла : база 1350 мм , длина 2050 мм , ширина 730 мм , высота 1100 мм , д орож ­ ный просвет 145 мм , вес 140 кг . О динар ­ ная рама, сваренная из труб, отличается легкостью ,и большой прочностью. Передняя вилка сходом 155 мм снабж ена эффективными амортизаторами сбуферамипрямогоиобратного дейстТЕХНИКАвия, п редотвращающими удары при полн ом срабатывании. Жесткость пружин амортизатора задней подвески (ход ее — 105 мм ) м ожно регулировать в зависимости от нагрузки. Колеса сделаны разных размеров. Переднее, с шиной 3,00—19, имеет тормоз ­ ной барабан диаметром 190 мм , а заднее, с шиной 3,15—18, — 170 мм . Торм озной путь машины, движущейся со скоростью 60 км/час, составляет 12 м. Бензиновый бак вмещает 15 литров, что обеспечивает движение со скоро ­ стью 60 км/час на расстояние 400 км . Электрооборудование — 12-вольтовое. Источники тока — трехфазный генератор мощностью 100 вт и аккумуляторная батарея (в прозрачном корпусе). Основные приборы для обеспечения надежности и долговечности собраны на полупроводниках и не имеют подвижных контактов. Ф арасо светораспределением, отвечаю щиммеждународнымнормам , и лампой 45/40 вт освещает дорогу светом силой 20 тысяч свечей. В оборудовании мотоцикла использованы некоторые при ­ б оры , выпускаемые зарубежными странами. г. ИжевснТновой "Планеты