В организацияхДОСААФЗаметки со сборов руководящих работников ДОСААФ УкраиныУрок в классе устройства автомобилей ведет преподаватель М. Б. Самусев. Просторное полузатемненное помеще ­ ние. У стены, слева от дверей стоит небольшой стол смножествомкнопоки клавишей — пульт преподавателя. П о ­ одаль от него — маленький открытый автомобиль. М ожно сказать — пол-автомобиля. В передней его части — кабина водителя с двумя сиденьями. Рулевое управление, щиток приборов , рычаг переключения передач, внизу педали — все точно так, как на «жигулях». Напротив кабины на стене смонтировано светосигнальное табло для команди знаков дорожного движения. Ближе к кабине — теневая установка (приставка) с белыми экранами подтемнымкозырькомис нависающей сверху широкой прозрачной тарелкой, на которую нанесена дорож ­ ная обстановка... Так предстал перед нами опытный об ­ разец отечественного электронного автотренажера, изготовленного в Харькове коллективом конструкторско-технологического бюроЦКДОСААФ УССР в содружестве с досаафовской авторемонтной мастерской. Покинув испытательные лаборатории родного города, т ренажер прибыл на учебно-методические сборыв Хмельницкий, обосновался здесь в автомотоклубе и впервые предстал для широкого обозрения. И конеч ­ но, испытания: м ногим хотелось «прокатиться с ветерком», проверить реакцию за рулем, вообще водительское умение. Одна группа участников сборов сме6 няет другую . Особенно активна группа начальников автомотоклубов. Д иректор конструкторско-техиологического бюро Леонид Павлович Данилов, д емонстри ­ р уя свое детище, дает пояснения. И з них узнаем, что вкомплекс тренажера входят принципиально новые устройства, отличающие его от существующих наших и зарубежных конструкций . Тренажерная подготовка будущего водителя, п реждечем он сядет за руль -настоящего автомобиля и выедет на автодром, рассчитана на 12 часов. Предполагается создать типовые классы из четырех тре ­ нажеров вкаждом (площадь 70—80 м2 ). Д иректор КТБ еле успевает отвечать на вопросы — о начале серийного произ ­ водства, эффективности обучения, в том числе с учетом экономических показателей. Все понимают, что ожидать исчерпывающие ответы еще рановато — опытный образец. О днако участников сборов вполне удовлетворяет твердое обещание, что ужев 1974 году оборудование для автотренажерных классов появится в ряде автомотоклубов ДОСААФУкраины , что по надежности тренажеры не уступят многимзарубежным , а стоить будут значительно дешевле покупаемых ныне за границей. Ознакомление с опытным образцом отечественного автомобильного тренаже ­ ра входило вобширнуюпрограмму , к о ­ торая была предложена и осуществлена в Хмельницком. Центральный комитет ДОСААФ Украины в канун новогоучеб ­ ного года пригласил сюда председателей областных комитетов, их заместителей, начальников авто-, мото-, радио-, м орских клубов, ш кол технической под ­ готовки, руководителей других учебных организаций оборонного Общества УССР. На сборах присутствовали пред ­ ставители ЦКДОСААФ всех республик. Организаторы задались важной ипер ­ спективной целью : с одной стороны, дать вруки руководителям комитетов иучеб ­ ных организаций уже накопленный вДОСААФ передовой опыт обучения и воспитания молодежи , подготовки специалистов для армии и народного хозяйства; с другой — е щеи еще разпока ­ зать, что в современных условиях нельзя серьезно говорить овысоком качестве этой подготовки , н е внедряя вучеб ­ ный процесс современные технические средства — т ренажеры , о бучающиеиэкзаменующие машины, кино, телевидение, з вукозаписывающую , з вуковоспро ­ и зводящуюидругую аппаратуру. Выбор города Хмельницкого и областного автомотоклуба ДОСААФв качестве базы для сборов — н е случаен. Здесь, на землях Подолья, свято сберегают иумножают военно-патриотические традиции, к орни «оторых уходят вглубь пер иахима. Тут забота оши «и оборонно-массовой рафета; передается из поко - В организацияхления в поколение. О б этом ярко говорил, открывая сборы, первый секретарь Хмельницкого обкома партии Тимофей Григорьевич Лисовой. На новом широком проспекте Мира современное четырехэтажное здание ав-ДОСААФвпечатлении, которое произвело на него «хозяйство» Хмельницкого коллеги. — Думаю, — отвечает он, — это лучший образец учебных комплексов ДОСААФ , которые сейчас широко развиваются на Украине. Такого мнения придерживается не один Е. И. Приймак. И не случайно в Хмельницком АМК общий балл успеваемости выпускников — будущих воиновводителей — перевалил в истекшем году за 4,6, а в целом по клубам ДОСААФ республики достиг 4,5. Учебно-методические сборы, продолжаясь полную рабочую неделю, отличались высокой четкостью и организованностью. Д ля участников этого творческого семинара был проведен ряд инструктивно-методических, лабораторнопрактических и показательных занятий по устройству автомобиля, изучению праНа выставке рационализаторов и изобретателей. Оживленно у электрифицированного стенда, представленного Севастопольским автомотоклубом ДОСААФ. В спортгородке. Очередные занятия начинаются с разминки. Фото В. ширшоваторных и дизельных автомобилей — далеко не полный перечень всего того, что сделано золотыми руками умельцев. Начальник Хмельницкого автомотоклуба В. А. Бойко ведет группу своих коллег с этажа на этаж, знакомит с аудиториями, методическим кабинетом, библиотекой, ленинской комнатой, показывает учебные планы, графики, представляет передовых преподавателей, инструкторов, мастеров производственного обучения, чьими стараниями и талантом многое тут сделано, усовершенствовано. Знакомимся с классами для изучения Правил движения, потом переходим в классы устройства автомобилей. О ни комплексные, а не специализированные. Как все продумано, учтено! З а спиной преподавателя во всю стену секционные шкафы. Нажал кнопку — раскрылись створки, демонстрируй нужный агрегат;томотоклуба, пожалуй, самое красивое. Первый его этаж сейчас целиком «работает» на сборы. В актовом зале 'непрерывно проводятся лекции, доклады, дискуссии, демонстрируются документальные кинокартины. С возможностями электронно-вычислительной техники в интенсификации учебного процесса знакомит собравшихся кандидат технических наук В. И. Богомолов; с докладом о некоторых вопросах повышения качества подготовки будущих воинов-водителей выступает заместитель председателя ЦКДОСААФ УССР В. И. Новак; кандидат технических наук Г. В. Ложкин рассматривает вопросы профессионального отбора молодежи в автомотоклубы... В другом зале первого этажа рядом с классом, где установлен харьковский тренажер, разместились экспонаты выставки рационализаторов и изобретателей. 246 новинок, представленных здесь, применяются в практике учебных организаций ДОСААФ республики. Энтузиасты Севастопольского автомотоклуба показывают, например, оригинальный электрифицированный стенд с регулируемым перекрестком; преподаватели Снигиревского АМК (Николаевская об ­ ласть) В. А. Игнатьев, А. Р. Леженцев, А. Н. Голокоз демонстрируют механический автотренажер, сделанный из кабины и механизмов ГАЗ-51. Действующие стенды и макеты систем литания, зажигания, электрооборудования карбюратребуется воспроизвести на экране действие какого-то механизма — пожалуйста: включается диапроектор «ЛЭТИ». Если надо проверить знания курсантов, позаниматься с ними дополнительно, потренировать память — к услугам программированные аппараты «Чайка» (их выпуск налажен на предприятиях ДОСААФ Украины). Разрезные двигатели, электрифицированные стенды, схемы — вот та атмосфера, которая активизирует учебный процесс, поднимает эффективность занятий, повышает продуктивность труда преподавателя и обучаемых. Группа направляется во двор. Здесь размещены другие здания и сооружения — классы для лабораторно-практических занятий, пункт технического об ­ служивания, две эстакады, асфальтированные площадки для стоянки автомобилей, контрольно-технический пункт, через который проходят учебные машины, прежде чем их выпустят на линию. Вот еще один четырехэтажный корпус — общежитие гостиничного типа для иногородних курсантов (комнаты «а четыре, шесть, восемь человек). Рядом спортивный городок и столовая. Не далее как в километре — современный автодром, раскинувшийся на площади в7 гектаров, где идут сейчас показательные занятия. Беседуем с Е. И. Приймаком, начальником Черниговского автомотоклуба, овил дорожного движения, вождению на автодроме ив сложных дорожных условиях, по общевойсковой и физической подготовке, организации сдачи норм комплекса ГТО. Ряд тем был посвящен организации социалистического соревнования, опыту проведения политзанятий, политинформаций, планирования политического воспитания, оборудования ленинских комнат и их работы. Научно-практичесакя конференция по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, доклады начальника управления вневойсковой подготовки Министерства обороны СССР генераллейтенанта А. М . Попова, первого заместителя председателя ЦКДОСААФ СССР генерал-лейтенанта А. И. Одинцова, председателя ЦКДОСААФ УССР А. Ф . Покальчука нацелили участников сборов на решение неотложных задач, стоящих перед учебными организациями оборонного Общества, по подготовке высококвалифицированных специалистов для Вооруженных Сил и народного хозяйства. Опыт проведения учебно-методических сборов, уроки, полученные на них, надеемся, будут полезными для всех комитетов ДОСААФ . А. БАБЫШЕВ, спецкор «За рулем» г. Хмельницкий 7