34
35
36
37
ели вы (хотите машину для внедорожной ез5ы; мож_/но найти немало убедительных доводов в пользу покупки полноприводного, а не обычного семейного автомобиля. Схема "4x4" создана для бездорожья. У такого автомобиля большой клиренс, прочные рама, подвеска колес и трансмиссия, выносливый мотор с развитыми фильтрами, которые собирают всю пыль и песок, и система охлаждения, достаточно емкая, чтобы стерпеть длительную езду с малой скоростью, затяжные подъемы и жару. И еще: понижающие передачи, чтобы карабкаться на самые крутые холмы, и механизмы, которые обеспечивают тягу на слабых грунтах. Даже на шоссе у полноприводника есть свои преимущества перед семейными автомобилями — это повышенная курсовая устойчивость и лучшее повиновение рулю, когда скользко от дождя и снега. И поскольку такая машина посажена выше, у вас лучше обзорность и легче обслуживание", — так начинает свою "Книгу о внедорожных машинах "4x4" американец Джек Джексон, сжато формулируя своеобразные технические условия к той категории автомобилей, которую мы сегодня ради краткости называем джипами. Страны Африки,"Джип-Чероки-Лимитед" (США). Привод на передние колеса в зависимости от пожеланий заказчика может быть отключаемым или постоянным. Предусмотрены блокировка межосевого и заднего межколесного дифференциалов.Они постепенно перестали быть сугубо военными, прочно вошли в обиход путешественников, геологов, строителей, фермеров и теперь по праву заняли свою нишу на обширном автомобильном рынке всего мира.ЗА РУЛЕМ 9/94ОБОЗРЕ Азии, Латинской Америки с бескрайними просторами и крайне слабой дорожной сетью — заповедные места для пользования джипами. Правда, надо признать, что при благоприятных условиях в 90% случаев обычные легковые автомобили прекрасно выполняют транспортные функции. Но остальные 10%? Да, именно поэтому три десятка фирм на нашей планете и выпускают легковые автомобили повышенной проходимости. В последние годы сфера применения джипов стала расширяться и за пределы этих 10%. Например, в Германии, где парк легковых автомобилей около 39 миллионов, где даже по лесным дорогам, тщательно ухоженным, можно проехать налюбой машине, эксплуатируют около полумиллиона "проходимцев". Любящие точность немцы определили, что только 2% этих автомобилей используются вне дорог! Интерес к джипам сегодня, скорее, от моды, а не от необходимости — как джинсы, сигареты "Кэмел" и "тяжелый рок". Это стиль жизни, он мало-помалу утверждается ив нашей стране. Между тем, судя по дорожным условиям и территориям, ожидающим освоения, Россия нуждается в таких автомобилях не моды ради, а в силу необходимости, куда более острой, чем в других государствах. Но есть и иные причины (на которые указывал Джексон), которые склоняют горожан, независимо от стиля жизни, обза-IIIЗА РУЛЕМ 9/9435 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛНОПРИВОДНЫХ МОДЕЛЕЙ Число и рабочий объем цилиндров, см3 Посадочный диаметр колес, дюймы Привод и рабочий диапазоно Е 01МодельО °3 аТ -г 4—3 5—3 5—5 4—3 5—5 5—3 7—5 7—5 5—5 5—5 5—5 5—2 9—5 7—5 5—5 5—3 5—5 5—3 4—3 4—3 8—5 5—5 7—5 7—5 6—3 5—5 5—3 5—5 5—5 5—5 5—5о оXФс О згагагJ05g гао га ^ юо о CTJКГ5 с 183 193 223 95 90 80 84 182 202 99 208 113 210 125 148 100 100 177 95 133 167 143 90 104 203 162 203 167 174 200 135"Джип":"Рэнглер" "Чероки" "Гранд-Чероки" "Дайхатсу-Фероза" "КИА-Спортидж" "Лада-Нива" "Ленд-Ровер": "Дифендер-110" "Дискавери" "Рейндж-Ровер-Вог-LSE" "Мицубиси": "Паджеро-дизель" "Паджеро-Уб" "Мерседес-Бенц" ("Пух"): G300D G320 "Ниссан": "Патруль-ЭВ-дизель" "Террано-Уб" "Террано-И-дизель" "Опель": "Фронтера-дизель" "Монтерей-Уб" "Сузуки-Витара" "Тойота": RAV-4 "Ленд-Крюйзер-дизель" "4-Раннер-У6" УАЗ: 31512 3160* "Форд": "Бронко" "Эксплорер" "Шевроле": "Блейзер-К" "Блейзер-С" "Ауди-1 OOCS-Кваттро-Аван" "Субару-Легаси" "Форд-Мондео 4x4"6—3956 6—3956 8—5210 4—1590 4—2000 4—1689 4—2494 8—3947 8—4273 4—2477 6—3497 6—2996 6—3199 6—4169 6—2960 4—2663 4—2260 6—3165 4—1590 4—1998 6—4164 6—2958 4—2445 4—2890 8—5766 6—3958 8—5733 6—4300 6—2771 4—1994 4—17960—12,7 0—12,7 0—10,6 П—7,5 П П—8,0 П—10,2 П—12,3 П—9,1 0—9,1 0—9,2 П—9,9 П—9,6 0—11,0 0—9,5 0—8,8 0—10,6 0—10,6 0—8,3 П—4,3 П—9,5 0—10,6 0—7,3 0—9,6 0—9,6 0—8,2 0—8,7 0—13,2 П—4,4 П—4,5 П—3,85x2 5x2 А4х2 5x2 5 5x2 5x2 5x2 А4х2 5x2 5x2 5x2 А4х2 5x2 5x2 5x2 5x2 5x2 5x2 5 А4х2 5x2 4x2 5x2 А4х2 А4х2 А4х2 5x2 555о аS о) X о.61170 180 180 150 130 137 115 171 180 147 185 135 175 155 170 145 147 170 150 170 170 165 115 140 165 170 175 170 212 220 17915 15 15 15 15 16 16 16 16 15 15 15 15 16 15 15 15 16 15 16 16 15 15 16 15 15 16 15 15 16 142370 2575 2690 2175 2360 2200 2795 2540 2745 2725 2725 2400 2850 2970 2650 2450 2760 2330 2200 2200 2850 2625 2380 2380 2660 2840 2830 2720 2690 2630 2705210 220 210 205 205 220 190 210 190 210 210 210 210 205 210 210 235 210 200 200 220 210 220 220 200 200 180 175 100 160 1201395 1440 1625 1180 1390 1210 2065 1990 2150 1720 1990 2080 2280 2180 1690 1730 1785 1795 1020 1050 2090 1800 1590 1780 2075 1815 2090 1440 1550 1400 1350* Данные опытного образца Условные обозначения: А — автоматическая трансмиссия, О - - отключаемый привод на передние колеса, П — постоянный привод. вестись джипами: отличный обзор, хорошая курсовая устойчивость на скользкой дороге, высокий и просторный салон, повышенная прочность (у большинства моделей — лонжеронная рама, дающая "железное преимущество" в плотном дорожном потоке), универсальность транспортного применения. Образовавшуюся нишу в спросе поспешили заполнить японские фирмы — во всяком случае, шесть из них уже давно поставляют внедорожные модели многим странам. Родина джипов — США также изготовляет силами своих трех автомобильных концернов широкий типаж легковых моделей повышенной проходимости. В бывшем СССР легковые полноприводные автомобили выпускали на ВАЗе (70—75 тысяч в год), УАЗе (50—55 тысяч в год) и ЛуАЗе (11—16 тысяч в год). Их доля (плюс несколько тысяч импортных джипов) в парке легковых машин составляла около 8%. Сейчас в границах России легковых машин повышенной проходимости около 750 тысяч (не считая тех, что в вооруженных силах), что соответствует доле в 7%. Конструкция внедорожных легковых автомобилей в большинстве случаев предусматривает весьма жесткую и прочную лонжеронную раму. Несущие кузова редки. Вообще же на джипах кузова, как правило, универсального типа, но обладающие комфортом, присущим обычному легковому автомобилю. В оборудование кузовов входят и та36 ЗА РУЛЕМ 9/94кие специфичные для джипов приборы, как уклономер и компас. На крыше нередко монтируются продольные рейки для крепления багажа. Поскольку по своему назначению джипы - внедорожные машины, то запасное колесо в большинстве случаев размещают снаружи, чтобы производить замену, не выгружая из багажника поклажу. Что касается материала кузовов, то их панели в подавляющем большинствеслучаев стальные. Только у "Ленд-Ровера" они алюминиевые, еще у нескольких моделей встречаются стеклопластиковые детали. Рессорная зависимая подвеска колес сдает позиции пружинной зависимой, причем становится все больше моделей с независимой (пружинной или торсионной) подвеской передних колес. Год от года она становится мягче, а усилители руля и тормозов переходят в категорию серийного оборудования.Время разгона до 100 км/ч, с 9,4 10,2 9,5 11,7Снаряженная масса,Дорожный просвет, мм—19 10,8 10,5 25 10,5 22,2 12,019 19,3 11,5— —12,6 15,3 22— — — —12,0 12,0 8,3 6,7 11,0— Получает растущее распространение постоянный (неотключаемый) привод на все колеса — во всяком случае, им оснащены свыше трети моделей. Для повышения проходимости по заболоченным, песчаным и заснеженным участкам пути межколесные и межосевые дифференциалы джипов снабжают блокировкой. Она может включаться либо автоматически, либо водителем. Движение по слабым грунтам облегчают шины с развитыми грунтозацепами — они помогают избежать проскальзывания колес. Но экологи видят в них (и вообще в распространении джипов) опасное средство разрушения плодородного слоя и общей структуры почвы, полагая, что приоритет должен быть отдан развитию дорожного строительства, а не расширению производства машин высокой проходимости. Заметим попутно, что шины с развитыми грунтозацепами при движении по шоссе более шумны, чем обычные, и способствуют увеличению расхода топлива. А что способствует повышению проходимости? Поскольку "внедорожник" вынужден преодолевать более крутые подъемы, идти по грунту, перекатываться через неровности почвы, диапазон изменения тягового усилия на колесах должен быть в два с лишним раза больше, чем у обычного легкового автомобиля.ОБОЗРЕНИЕ ЗРДовольно часто на джипах можно встретить теперь гидромеханические (автоматические) трансмиссии. Нужны они не столько для удобства управления, сколько для того, чтобы обеспечить непрерывность передачи тягового усилия на колеса, а это крайне необходимо, когда машина идет на пределе сцепления колес: в песке, грязи, на снегу. Из таблицы видно, что на модификациях с автоматической коробкой передач диапазон изменения тягового усилия несколько меньше, чем при механической коробке передач. Это объясняется тем, что гидротрансформатор, непременно присутствующий в "автоматике", сам способен в 2-2,2 раза увеличивать передаточное число, приспосабливаясь к изменению сопротивления движению. Не будем углубляться в механизмы блокировки дифференциалов, но напомним, что их роль иногда выполняют встроенные в трансмиссию муфты свободного хода и гидромуфты с силиконовой жидкостью. Преодолевать выбоины, канавы, бугры, колеи помогают современным джипам колеса большого диаметра (как правило, 16- и 15дюймовые), малые передний и задний свесы кузова и довольно большие дорожные просветы. Иногда эти машины оснащаются лебедками, причем большей частью не с механическим, а с электрическим приводом. Довольно сложные системы централизованного регулирования давления в шинах встречаются изредка на армейских "проходимцах", на штатских же джипах их нет. Зато муфты, отсоединяющие ступицы передних колес от полуосей, не редкость. Они оказываются полезными, если джип приходится продолжительное время эксплуатировать на дорогах с твердым покрытием, где в приводе на все колеса нет нужды. Появившиеся за последние десятилетия многочисленные модификации легковых машин с приводом на все колеса не являются альтернативой джипам. Они предназначены для дорог с твердым покрытием, обладают малым дорожным просветом и более узким рабочим диапазоном трансмиссии. Преимущество этих машин перед традиционными легковыми — в повышенной безопасности езды по скользким дорогам. К стати , и спрос на них невелик. Так, в Германии в минувшем году было поставлено на учет около трех миллионов новых легковых автомобилей, из которых полноприводные модификации составили примерно 35 тысяч, а чистокровные джипы — 90 тысяч. В России же (по оценочным данным) за прошлый год было продано около 90 тысяч отечественных и импортных джипов из общего количества реализованных 750 с лишним тысяч новых легковых автомобилей. Приведенная здесь таблица охватила далеко не все базовые модели полноприводных машин, не говоря о модификациях. В основном туда попали те машины, которые продаются в нашей стране через официальных дилеров. Чтобы завершить обзор полноприводных легковых моделей, остановимся на их цене. Модификации со всеми ведущими колесами обычных легковых машин (они существуют в каждом классе) на 10—18% дороже базовой модели. Что касается джипов, то здесь относительной оценки не может быть, а абсолютная стоимость "проходимца" примерно соответствует цене легкового автомобиля среднего класса — 34—60 тысяч марок ФРГ. Л. ШУГУРОВ"Ниссан-Террано-Н" (Испания). Выпускается с 1993 года в Барселоне дочерним предприятием японской фирмы; продается также под названием "Форд-Маверик". Особенность — независимая торсионная подвеска передних колес."Ауди-Кваттро-IOOCS" (Германия). Типичный образец полноприводной модификации обычной легковой модели. Цена в ФРГ самой дешевой ее разновидности с двигателем 2309 см3 — 59 750 марок.ЗА РУЛЕМ 9/94