КТО БУДЕТ ЗАВТРА?Журнал для автомобилистовИздается с апреля 1928 года Учредитель: Издательство "За рулем" Генеральный директор В. ПАНЯРСКИЙ Главный редактор П. МЕНЬШИХ Заместители главного редактора: B. Аркуша М. Тилевич Обозреватель Л. Шугуров Главный художник К Нехотин Техника C. Дорофеев М. Теплое Безопасность Ф. Илюхин, зав. отделом Н. Щербаков Испытания Д. Постников, зав- отделом В. Крючков И. Твердунов Эксплуатация Б. Синельников, зав. отделом В. Субботин A. Чуйкин Собственные корреспонденты: в Берлине М. Горбачев в Казани А. Солопов в Киеве Л. Сапожников Оформление Н. Кледова, зав. отделом О. Воеводов, художник B. Князев, фотокор. Л. Мазниченко, техн. редактор Корректура М. Исаенкова Письма A. Диричева, зав. отделом Компьютерное обеспечение Г. Губина, зав. отделом Компьютерная верстка Н. Яковлева C. Романов Реклама B. Соловьев, зав. отделом C. Павлов ТИРАЖ 500 000 экз.Подписано к печати 10.08.94 г. Формат 60x90 1/8. Печать офсетная Усл. печ. л. 8,5 Отпечатано в Финляндии Алграфикс АОАГенпринт Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, Селиверстов пер., 10. Телефоны: 207-23-82,207-19-42, 208-44-38 (отдел рекламы) Телефакс 207-16-30 Материалы, опубликованные в журнале, собственность Издательства "За рулем". Их перепечатка или использование в других изданиях только с разрешения Издательства "За рулем". За сведения в "Рекламе" редакция ответственности не несет. По вопросам распространения "За рулем" обращаться по телефонам: (095) 207-23-82,207-19-42Бросать камни в отечественных производителей автомобилей стало нынче хорошим тоном. И, наверное, не зря. Производство автомобилей снижается, сроки внедрения новых моделей постоянно отодвигаются. Та продукция, что выпускается сегодня, не радует потребителя ни новизной технических решений, ни качеством. Пессимистически настроенные специалисты предсказывают для автомобильной промышленности, уже находящейся в глубоком кризисе, еще более тяжелые времена. Конкурентоспособность производимых автомобилей сомнительна, а цены на них приближаются к мировому уровню. Время монополий кончилось.У покупателя появилась возможность выбора — импорт автомобилей растет. И этому не смогло помешать даже повышение таможенных пошлин, хотя оно и привело к скачку цен на автомобили зарубежного производства. Но машину сегодня мало кто покупает на многолетние трудовые сбережения. Основная часть покупателей — люди состоятельные. За надежность и качество можно и переплатить. Возьму на себя смелость предположить, что через некоторое время автопром столкнется еще с одной проблемой. С проблемой нехватки квалифицированных кадров. Мысль эта родилась не на пустом месте. Я — студент шестого курса МГТУ им. Баумана. Когда появится эта статья, диплом инженера-механика уже согреет душу. Говорю об этом с уверенностью. Механизм учебного процесса, запущенный шесть лет назад, вряд ли можно остановить. Он действует уже почти без вмешательства студента. Документы о высшем образовании ежегодно получает целая армия будущих специалистов. Придут ли они завтра на производство ив научные институты? Вряд ли. Я — двигателист. Меня и почти полсотни моих однокурсников, "доживших" до диплома, учили делать двигатели. Учили, надо сказать, неплохо. Несмотря на несколько "военный" профиль нашей альма матер, выпускники успешно трудились на ниве двигателестроения мирного. Трудились. Раньше. Сейчас работать по специальности идут единицы. Ну, а остальные выпускники? Кто куда. Те, кто "поразворотливей", занимаются коммерцией. Часто открывают собственное дело. Люди умные продают свои "извилины" частникам. Те за мозги неплохо платят. Не надо считать сегодняшнего предпринимателя человеком недалеким. Этот народ давно научился понимать, во что нужно вкладывать деньги. Мужики рукодельные и работу находят для рук. Ремонтируют квартиры, автомобили, телевизоры, строят дачи и гаражи. И неплохо с этим справляются.Не повернется у меня язык сказать дурное слово про однокашников, "предавших" профессию. Что может предложить им сегодня любой из автозаводов или отраслевых НИИ? Символическую зарплату, выплата которой задерживается месяцами. Постоянные простои производства. Призрачные перспективы на получение жилья. А ведь среди молодых специалистов и те, кому уже к тридцати. Кое-кто обзавелся семьей, детьми. Не надо считать несостоявшихся инженеров хапугами в погоне за длинным рублем. Материальная сторона важна, но не всегда эта причина на первом месте. Мой товарищ проработал на автомобильном заводе почти шесть лет. Считался грамотным специалистом, пользовался уважением у начальства, получал неплохую зарплату. И ушел. Променял спокойный восьмичасовой рабочий день на суету от зари до зари без праздников и выходных. Материально же выиграл не так и много. Причина — беспросветная рутинность работы, невостребованная квалификация. Среди выпускников вузов немало людей талантливых и честолюбивых. Опыта только маловато. Это тот материал, из которого можно "вылепить" специалиста. Только "ваяют" пока чаще "бабу с веслом", загружая монотонной низкоквалифицированной работой без всякого просвета и перспективы. Молодая симпатичная преподавательница экономики на вопрос студентов о грядущей безработице ответила следующее: "Сегодня нужнее торговцы, а понадобятся технократы — выучат новых". Увы. Технические премудрости не азбука — за полгода не освоишь. И не растут специалисты, как грибы — за одну ночь. А умудренные опытом постепенно уходят, оставляя за собой пустоту — смены-то нет, а значит, и преемственности инженерной школы тоже нет. Так что бросайте камни в специалистов автопрома. Бросайте, пока есть в кого! И. ТВЕРДУНОВ редактор отдела испытаний © "За рулем", 1994 г.МНЕНИЕ• •2ЗА РУЛЕМ 9/94