КАК ВЫБРАТЬ БАТАРЕЮСтартерные аккумуляторные батареи никогда не давали скучать автолюбителю в нашем отечестве. До перестройки было совершенно ясно, какая батарея для какой машины — неизвестно было, где ее взять. Сегодня всяких батарей сколько угодно, но часто неизвестно, какая из них лучше всего подходит для вашего автомобиля (и кошелька). На этот вопрос, особенно актуальный для владельцев иномарок, отвечает М. ШАПОТ, кандидат технических наук из Санкт-Петербурга. Российский рынок стартерных аккумуляторов претерпел в последние годы большие изменения, пополнившись импортными батареями как солидных фирм, дорожащих репутацией, так и тех, кто собирает в слаборазвитых странах дешевые изделия сомнительного качества. Однако общей их чертой является весьма привлекательный внешний вид. Как показала практика, российский покупатель при соизмеримых ценах нередко выбирает батарею именно по внешнему виду. При этом забывает, что цена и качество продукции в цивилизованных странах неразрывно связаны, а потому батареи хорошего качества там, по крайней мере, вдвое дороже сомнительных, а у нас — отечественных. Попытаемся осветить два вопроса: как подобрать батарею для легкового автомобиля при отсутствии штатной и какой батарее отдать предпочтение при прочих равных условиях. Вначале обратимся к отечественным батареям. Чтобы воспользоваться рекомендациями, приведенными ниже, полезно познакомиться с номенклатурой изделий, выпускаемых пятью нашими аккумуляторными заводами (см. табл.). Все батареи по техническим параметрам соответствуют ГОСТ 9590—84, а батарея 6СТ44ПМА Тюменского завода — новому ГОСТ 9590—91. Эти документы, как правило, предусматривают различные конструктивные исполнения основных деталей и узлов стартерных батарей, которые в каждом конкретном случае применения существенно влияют на основные эксплуатационные характеристики батарей. Поэтому в развитие ГОСТ 9590—84 каждый завод, ориентируясь на технический уровень оборудования и технологии, выбрал один из вариантов исполнения и разработал для своих батарей технические условия (ТУ). Им-то в действительности и соответствует его продукция. Две последние цифры в номере ТУ — это год их выпуска, что дает возможность определить год начала производства батареи, а следовательно, и современность технического уровня. Например, батарею 6СТ-55 разных модификаций выпускают несколько заводов по ТУ 1986 года, а в Тюмени — по ТУ 1992 года. Номинальная емкость отечественных батарей указана в их обозначении цифрами, которые следуют за буквами (6СТ-55 имеет емкость 55 ампер-часов). Из всего многообразия стартерных батарей, импортируемых в Россию, обратим внимание лишь на те, которыми комплектуются наиболее распространенные в России марки импортных автомобилей. Эти батареи — продукция хорошо известных фирм, они обладают стабильным качеством, соответствуют международному стандарту DIN, имеют сертификаты качества иНОРРЕСКЕBaHerienUVARTAТоварные знаки некоторых батарей зарубежного произведетва.FIAMMYUASAвают номинальную емкость батареи (например, "555 59" — емкость 55 А-ч). При выборе батареи для импортного автомобиля надо учитывать два основных фактора. Во-первых, условия эксплуатации. Если приходится часто пускать двигатель зимой, да еще в морозы, емкость батареи должна быть достаточной не только для многократных попыток пуска, но и для питания других потребителей, расходующих много электроэнергии в это время года. Вспомните об обогревателе заднего стекла, отопителе, фарах, долго включенных при коротком дне, и т. п. Может оказаться, что для вашего автомобиля (класса " Жигулей" или " Москвича"), укомплектованного малой батареей (36 или 42 А-ч), нужна более емкая — 55 или 60 А-ч.'ФЖъЪ'фОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ БАТАРЕЙ Наименование предприятия Курский завод "Аккумулятор" Подольский аккумуляторный завод Тип батареи 6СТ-60ЭМ 6СТ-44 А 6СТ-55 ЭМ 6СТ-50 А 6СТ-50 ЭМ 6СТ-55 ПМА 6СТ-55 ПМ 6СТ-55 ЭМ 6СТ-44 ПМА 6СТ-60 ЭМ 6СТ-55 А 6СТ-60 ЭМ Торговая марка (рис.) а б Тюменский аккумуляторный завод в Саратовский завод "Электроисточник" Свирский завод "Востсибэлемент" г д безопасности при эксплуатации (из российских производителей ими располагает только Тюменский аккумуляторный завод). Наиболее часто в европейских и японских автомобилях встречаются батареи немецких фирм "Хоппеке" ("Норреске") и "Варта" ("Varta"), итальянской "Фиамм" ("Fiamm"), японской "Юаса" ("Yuasa"), торговые марки которых представлены на рисунке. Диапазон емкостей их батарей для легковых автомобилей широк — от 32 до 96 А-ч, а интервал очень мал — один-два ампер-часа в некоторых рядах (например, 50, 53, 54, 55, 58). Эти батареи могут быть двух типов: малообслуживаемые — с общей одинарной крышкой (в них требуется гораздо реже доливать воду, чем в обычные) и необслуживаемые — с общей двойной крышкой, почти не требующие ухода в течение всего срока службы. Последние имеют специальную маркировку на крышке и корпусе, например фирма "Норреске" наносит слово "Duplex". Батареи, поставляемые из Югославии, Болгарии и Северной Кореи, выполнены по технической документации и на заводах, построенных по проектам институтов бывшего СССР, и практически соответствуют нашим ГОСТам. Те же, что поступают из стран юго-восточного региона —Китая, Турции, Сингапура, Мадагаскара и др., мало изучены в отношении качества и надежности. Импортные батареи, как правило, несут маркировку, содержащую величину емкости, напряжения и пускового тока. Однако при выборе следует обратить внимание, есть ли маркировка о соответствии стандарту DIN, так как часто одно только фирменное наименование не гарантирует соответствие ему. Номер стандарта DIN состоит из пяти цифр, где вторая и третья указыВторое, что надо иметь в виду, — посадочное место и способ крепления батареи. Желательно, чтобы его не надо было переделывать или переносить. Но, к сожалению, это не всегда удается (скажем, при установке отечественной "жигулевской" 55 А-ч вместо японской 36 А-ч в некоторых японских моделях). Отечественные батареи с индексом ЭМ имеют высоту: в эбонитовом корпусе — 226 мм; в пластмассовом — 218 мм; в пластмассовом с общей крышкой — 210 мм (с индексом А) или 190 мм (с индексом ПМА). Импортные батареи выпускаются трех размеров по высоте: 223, 190 и 175 мм (с двойной крышкой и утопленными борнами). Ширина батарей у всех производителей практически одинакова, а различия по длине незначительные. Обращаем внимание на то, что у некоторых импортных батарей выводы "+" и "—" расположены "наоборот", в связи с чем иногда приходится наращивать провода. Это нельзя делать простой скруткой дополнительного отрезка с основным проводом, потому что здесь проходит очень большой ток (до 150 А). В местах плохого контакта, каким является скрутка, возникает большое сопротивление, вызывающее потери и разогрев этого участка. Короткие провода лучше заменить более длинными, а если нет возможности, то удлиняющий отрезок такого же сечения надо припаять. В заключение — о долговечности батарей. Многие автолюбители думают, что хорошие зарубежные непременно служат гораздо дольше отечественных. Практика же показывает, что их преимущество если и отмечается, то незначительное, конечно, при условии, что наша изготовлена в полном соответствии с ТУ. ЗА РУЛЕМ 9/94 47