ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа ваши вопросы отвечают специалисты На недавно купленном подержанном ВАЗ-21011 при резком повороте влево загорается и несколько секунд светится лампа аварийного давления масла. Проверил его уровень — почти в норме. Насколько опасно это явление? Когда в картере мало масла, то на крутом повороте или при крене машины на плохой дороге оно отливает от патрубка масляного насоса и тот, оголяясь, засасывает воздух. При прохождении воздушного пузыря через насос давление в системе падает ниже допустимого, а восстанавливается лишь после того, как шестерни снова окажутся в масле, а не в воздухе. Это происходит не сразу после выхода из поворота (и прекращения действия центробежной силы), а лишь когда масло стечет в картер в достаточном количестве. Чем его меньше, тем дольше горит контрольная лампа и тем опасней для двигателя подобный "пилотаж". Минимальный уровень для каждой модели двигателя установлен с учетом особенностей эксплуатации автомобиля. Обнаружив однажды, что масла в картере недостаточно, а долить его немедленно нет возможности, избегайте резкого маневрирования или иных условий движения, при которых в смазочную систему мог бы подсасываться воздух. Вообще эта система работает лучше и надежней, если уровень масла поддерживать близким к максимальному. Отмеченное вами направление поворота ("влево"), вообще говоря, большого значения не имеет — насос способен всосать воздух и при резком маневре вправо. Левый поворот более неблагоприятен из-за конфигурации маслоприемного патрубка — здесь центробежная сила, действующая на поток масла, сильнее затрудняет его поступление к шестерням.В моем ВАЗ-2106 наблюдается одна, на мой взгляд, ненормальность: если при торможении выключить сцепление, обороты двигателя ощутимо падают, а иногда он вообще глохнет. В чем причина? Кстати, как я убедился, ситуация ухудшается с включением фар... Описанное явление совершенно закономерно. Дело здесь вот в чем. Когда двигатель работает на холостом ходу и автомобиль стоит на месте, частота вращения коленвала (обороты) определяется регулировками карбюратора, зажигания, газораспределения, температурным режимом и т. д. На неподвижном автомобиле параметры работы этих систем относительно постоянны, поэтому, если нет каких-то дефектов, частота вращения почти не меняется, что вы, конечно, заметили. Во время движения автомобиля с ускорением или замедлением в работу карбюратора начинает вмешиваться одно неприятное обстоятельство: инерционные силы "отгоняют" топливо в поплавковой камере в туили другую сторону. В "жигулях" карбюратор установлен так, что он чувствителен к разгону или торможению. На поворотах же, хотя топливо и отливает к одной из сторон поплавковой камеры, на работе карбюратора это мало сказывается, так как оба главных жиклера расположены близко к середине этого прибора. А что происходит при торможении? Топливо по инерции движется вперед, его уровень над жиклерами падает, смесь обедняется. Если при этом выключить сцепление (не трогая педаль газа), карбюратор перейдет на холостой режим; при этом обороты коленвала отличаются от тех, что держатся во время остановки, настолько, насколько повлияет обеднение смеси. Как правило, обороты падают — ведь если карбюратор отрегулирован правильно, на холостом ходу у неподвижного автомобиля состав смеси должен быть уже несколько обедненным (иначе не уложиться в норму по окиси углерода!), а при торможении происходит дальнейшее обеднение смеси, уменьшается скорость ее сгорания в цилиндрах и обороты закономерно падают. Если карбюратор отрегулирован неправильно, то при богатой смеси на холостом ходу ее обеднение, обусловленное смещением топлива вперед при торможении, может и не вызвать падения оборотов. Более того, случается, что благодаря этому состав смеси улучшается и, став более "мощностным", приводит к повышению оборотов. Но, будьте уверены, первая же проверка на содержание СО в выхлопе покажет многократное превышение нормы! Для того, чтобы при торможении обороты двигателя сильно не снижались, их устанавливают с определенным запасом, то есть выше, чем нужно для устойчивой работы мотора в стационарных условиях. Например, хорошо отрегулированный двигатель способен работать на холостом ходу всего при 600 об/мин, а регулируют его на 800850 об/мин. Ни в коем случае (подчеркиваем!) нельзя увеличивать обороты винтом качества — это равносильно обогащению смеси и повышению доли СО в выхлопных газах. Регулировка — только винтом количества смеси! Описываемое явление имеет и оборотную сторону. При резком разгоне топливо, приливая к задней стенке поплавковой камеры, уже обогащает состав смеси. Если карбюратор удачно, правильно отрегулирован, это может обеспечивать хорошие разгонные характеристики машины даже при относительно бедной общей регулировке прибора, например, при некотором понижении уровня топлива в нем на неподвижной машине. В некоторых же случаях из-за прилива топлива назад смесь становится слишком богатой и тогда в работе мотора появляются характерные хрипы, сбои, снижающие мощность. Значит, смесь богаче, чем следовало бы, например, из-за повышенного уровня топлива, и его надо снизить. Точно такое же переобогащение смеси при разгоне способен вызвать и забитый пылью воздухоочиститель. Что касается включенных фар, то они создают на холостом ходу ощутимую дополнительную нагрузку, которая, как правило, приводит ик дополнительному снижению оборотов. Ведь чем выше нагрузка генератора, тем большая доля мощности двигателя расходуется на его вращение.Чем и как приклеить накладки к колодкам барабанного тормоза иномарки? Готовых колодок купить не могу. Самый распространенный клей, применяемый у нас для этих целей, — ВС-10Т. Интервал его рабочих температур (от —60 до +300°С) и прочность на сдвиг (17 МПа) отвечают также требованиям для иномарок. Технология приклейки такова. Удалите с колодки механическим путем остатки накладки, зачистите до металлического блеска освободившуюся поверхность и обезжирьте ее ацетоном. Зашкурьте внутреннюю (приклеиваемую) сторону накладки и не обезжиривайте ее. Нанесите на склеиваемые поверхности тонкий слой клея, выдержите 15—20 минут и снова смажьте клеем. Аккуратно наложите накладки на колодки и сожмите их с помощью приспособления (см. рис.). Обычно это металлическое кольцо (хомут) или цилиндр с таким же внутренним диаметром, как у барабана. В него вставляют две колодки и распирают их резьбовым стержнем. Вместо кольца можно использовать штатный барабан, если накладки прилегают к нему всей поверхностью.Приклейка накладок: 1 — кольцо (барабан); 2 — накладка; 3 — болт; 4 — гайка; 5 — трубка; 6 — колодка. Приспособление помещают в нагревающийся шкаф (духовку бытовой газовой или электрической плиты) и выдерживают при температуре 180°С в течение часа-двух. Наплывы клея удаляют, чтобы при работе колодок они, отвалившись, не попали под накладку.После заправки на одной из АЗС двигатель "Москвича" стал греться сильнее, чем обычно. В чем может быть причина? Скорее всего, виноват бензин, октановое число которого оказалось меньше требуемого. Двигатель "Москвич-412" (недефорсированный, без буквы "Д" в обозначении) очень чувствителен к этой характеристике топлива и поэтому может детонировать, если его октановое число составляет не 92—93 единицы, а понижено до 90—91. Когда детонация слабая, услышать вызываемые ею стуки трудно, но ее выдает повышенная температура головки цилиндров, которую отмечает датчик в системе охлаждения. Чтобы уйти от детонации (когда вы заметите повышение температуры), уменьшите немного угол опережения зажигания. Если работа улучшится — значит, причина действительно в бензине. Не можете найти лучший — продолжайте ездить с поздним зажиганием, мирясь с небольшой потерей мощности и приемистости. ЗА РУЛЕМ 9/94 53