ПУТЕШЕСТВИЕ "МАЗДЫ" ПО СИБИРИВ полдень 15 февраля из Москвы, от редакции журнала "За рулем", стартовал автомобиль "Мазда" с двумя водителями на борту. Финишировал он 25 февраля в 12 часов 30 минут (по московскому времени)у студии Хабаровского телевидения. Маршрут пробега: Москва — Нижний Новгород — Казань — Малмыж — Игра — Пермь — Екатеринбург — Курган — Омск — Куйбышев — Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Дарасун — Карымское — Шилка — Сретенск — Горбица — Ключевский — Могоча — Семиозерное — Ерофей Павлович — Уруша — Сковородино — Соловьевск — Талдан — Магдагачи — Тыгда — Сиваки — Шимановск — Свободный — Благовещенск — Райчихинск — Биробиджан — Хабаровск. О том, как вела себя "Мазда" в пути, рассказывает один из участников пробега Ю. АНИКАНОВ. В начале нынешнего года мы, двое работников центра информатики и сервиса "Бит" из Биробиджана — В. Жигалов и автор этих строк, решили испытать неновый импортный автомобиль интенсивным пробегом в зимних условиях. По ряду причин наш выбор пал на одну из моделей фирмы "Мазды". Во-первых, эта фирма не слишком известна в России, хотя в Японии занимает четвертое место по объему производства. Во-вторых, японские машины давно собирают в разных странах мира, и они успешно конкурируют с европейскими. В-третьих, мы хотели определить возможности не нового автомобиля, а машины с солидным пробегом и сроком эксплуатации. Наша "Ma3fla-626GLX 2.0" для этой цели вполне подходила (серийная, 10 лет, пробег — свыше 100 000 км). Более подробно о самом автомобиле. В Россию его привезли в апреле 1993 года. 54 ЗРЛМ 99 АУЕ /4До нашего пробега он прошел по центральной части России более 5000 км. Двухлитровый карбюраторный двигатель мощностью 102 л. с/75 кВт при 5600 об/мин позволяет "Мазде" развивать (по заводским данным) до 180 км/ч. Снаряженная масса — около 1100 кг. "Европейский" вариант размещения рулевого колеса, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, полуавтоматический подогрев двигателя и многое другое делают машину очень привлекательной для владельца. Подготовка к пробегу включила лишь самые необходимые операции, поскольку в более основательных автомобиль не нуждался. Проверили уровни масла в двигателе и коробке передач, жидкостей — в системе охлаждения и тормозной. Заменили аккумулятор, поставили зимние шины размером 205/70R14 российского производства. С ними машина стала гораздо увереннее двигаться по заснеженным и ледовым дорогам. Кроме того, увеличился и без того достаточный дорожный просвет. Взяли запас моторного масла, тормозной и охлаждающей жидкостей, ручную лебедку, две канистры по 20 литров, буксирный трос (ремень). И, конечно, запас продуктов на всю дорогу. Мы могли бы представить довольно подробный рассказ, так как на протяжении всего пробега вели дневник, куда записывали сведения о заправках и стоимости бензина, расстояние по спидометру между населенными пунктами и т. д. Но, поскольку пробег преследовал другие цели, нежели подготовка путевых очерков, ограничимся общими впечатлениями. Протяженность трассы по автомобильному спидометру составила 9672 км. Израсходовано 997 литров бензина АИ-93, АИ-92. Цена бензина колебалась от 210 рублей за литр (Новосибирск, Омск) до 384 (Тулун, Благовещенск). Средний расход топлива (с учетом всех стоянок и прогрева двигателя) составил 10,3 л/100 км. Через5000 км пробега долили 200 г масла в двигатель. Участок от Москвы до Сретенска особых трудностей не вызвал. Дороги везде проходимые, только в Пермской области местами сильно переметало дорогу и нам два раза пришлось воспользоваться буксиром. В салоне на протяжении всего пробега сохранялось тепло — машина отлично приспособлена к зимним условиям. Когда на улице было до —15—20°С, в салоне мы фиксировали +18—20°С. При морозе до —30°С можно было увеличить обороты вентилятора, нагнетающего воздух от "печки", и в салоне температура не опускалась ниже +10—15°С. Самым сложным оказался участок от Сретенска в Бурятии до Шимановска в Амурской области. Местами — неплохие грунтовые или ледовые дороги, а кое-где просто просека через лес или болото, проделанная для полноприводных грузовых автомобилей. Эти дороги не обслуживают и, естественно, они труднопроходимы. Навстречу попалось немало легковых машин, которые двигались, как правило, колоннами: в основном, иномарки. Видя, что мы едем вдвоем, на одной машине, встречные водители выражали сомнение, сможем ли вытащить "Мазду", если она застрянет. Водитель КамАЗа, шедшего навстречу, на вопрос "как там дорога?" показал черные руки и произнес: "Одной будешь рулить, а другой слезы вытирать..." Но "Мазда" вела себя безупречно: "крепко держалась" на скользких участках, а когда дорога превращалась в череду глубоких ям и высоких кочек, дорожного просвета хватало, чтобы не сесть на дно. Правда, несколько раз цеплялись днищем, но вреда это не принесло. Всего однажды автомобиль снесло в кювет, когда правое колесо провалилось в снег на краю дороги. Была глубокая ночь, помощи ждать неоткуда. Пришлось использовать ручную лебедку: зацепив трос за ближайшее дерево, удалось постепенно вытащить машину. Лесные дороги не обозначены в атласе. А участок от Могочи до Семиозерного проехали по льду реки Амазар, по следам грузовика ГАЗ-66. Правда, в некоторых местах строятся новые, довольно хорошие дороги. В общем участок Сретенск — Шимановск (1255 км) прошли за 49 часов. Во время всего пробега агрегаты и узлы "Мазды" работали нормально, что позволило сделать вывод: по качеству изготовления, надежности и долговечности она вполне подходит для российских условий. А если такие автомобили, используя зарубежные технологии, изготовлять в России, то и по цене они будут более приемлемы для среднего покупателя. Сейчас мы вплотную приступили к реализации своей главной цели — проработке с иностранными компаниями предложения создать совместное предприятие для сборки автомобилей.