ТЕСТекарствоСообщение, что в продаже появилось американское средство от проколов шин, не могло нас не заинтриговать. Кому приходилось заменять или, что еще хуже, разбортовывать колесо в пути под дождем, опаздывая при этом к поезду, тот нас поймет. Воображение рисовало такую картину: колесо автомобиля утыкано острыми предметами, как подушечка для булавок, но машина едет как ни в чем не бывало. Рекламный листок дополнили еще несколько штрихов: залитое в шину средство спасает не только от гвоздей диаметром до 6 мм, но и от пуль двадцатого калибра. И, что особенно привлекательно, жидкость можно заливать только один раз, а прокалывай сколько хочешь — отверстия сами затянутся. В течение 28 лет этот состав был доступен только военным и оборонщикам США, а теперь попал на российский рынок. Вопреки своему военному происхождению герметик "Фри-Флэт" на проверку оказался не цвета хаки, а легкомысленно-розового. Расфасован же в "траурные", черные флаконы. В коробке их четыре — по одному на колесо и еще трубочка-переходник и колпачок, которым выворачивают золотник из вентиля. Как пользуются герметиком? Вывешивают колесо и поворачивают так, чтобы вентиль занял положение цифры "7" на циферблате часов. Затем, вывернув золотник и выпустив воздух из шины, заливают жидкость. После этого надо накачать колесо и проехать два-три километра. Все операции мы и проделали, предварительно заготовив гвозди. Выяснилось, что розовая жидкость действует не совсем так, как рисовалось в розовых мечтах. Во-первых, "залечить" можно только маленькие отверстия — от гвоздя диаметром не более 3 мм. В больших "дырках" средство не застывает. Поэтому лучше все-таки не подставлять шины под пули двадцатого калибра. Во-вторых, герметик хорош только при проколах протектора. Центробежная сила распределяет жидкость внутри шины неравномерно — на боковинах почти ничего не остается (правда, и прокалывают их редко). Чаще всего отверстие на боковине — результат злого умысла, поэтому лучше не ссориться с соседями по двору. Но уж если колесо вам прокололи, снимите его, положите на бок отверстием вниз и ждите. Через некоторое время жидкость попадет в поврежденное место под действием силы тяжести. Ей нужно помочь — потрясти колесо и подкачать шину насосом, чтобы герметик втягивался в отверстие выходящим воздухом. На спущенных колесах ездить, как из-ГВОЗДЕЙвестно, опасно — машина плохо слушается руля, да кроме того шину недолго и испортить — "изжевать". Поэтому еще один важный совет: если вы прокололи колесо, заполненное герметиком "Фри-Флэт", остановитесь и замените его запасным или подождите, пока отверстие не затянется. Процесс обычно длится 10—15 минут. Прежде чем двигаться дальше, не забудьте подкачать спущенное колесо до нормы. Путешественникам все же надо знать, что от серьезных повреждений "Фри-Флэт" не спасет — берите в дорогу запасные камеры и удобный инструмент для шиномонтажных работ. Демонтировать покрышки после испытаний было легко — герметик не приклеивает их к диску. Проколы в камерных шинах тоже "залечиваются" и при демонтаже камеры трудностей не возникает — она легко отделяется от покрышки. Итак, подведем итоги: маленькие отверстия средство герметизирует, но на проколотом колесе ехать без остановки все же не удастся. Правда, и разбортовывать его не придется, а это уже большой плюс, особенно для бескамерных шин. Ведь чтобы заделать на них пробой, требуется большой вулканизатор — маленький, "дорожный" не справится. Автомобилисты, попавшие в переделку, вставляют в такие шины камеры. По-хорошему, после этого надо отбалансировать колесо.Короче, если залить в шину герметик заранее, то потом хлопот меньше, но всетаки их не избежать. Бескамерную шину при заправке жидкостью, может быть, придется накачивать мощным компрессором. Обычный, ручной насос здесь не справится, разве только если покрышка хорошо "приварилась" к ободу. Кстати, по этой причине лучше не давать выйти воздуху из проколотой бескамерной шины. Подкачивайте ее, пока прокол не загерметизировался. Что выгоднее — считайте сами: герметик (комплект для четырех колес) стоит более тридцати долларов, но ведь и новые камеры, и шиномонтаж, и балансировка не очень-то дешевы. Все зависит от того, как часто вы собираетесь прокалывать колеса. Предугадать трудно, но опыт показывает: те, кто вынужден проезжать мимо свалок или посещать склады стройматериалов, рискуют больше. Любители дальних странствий тоже попадают в "группу риска". Пожалуй, на этом можно закончить наш отчет об испытаниях герметика "ФриФлэт". В общем, они показали, что среди чудодейственных продуктов конверсии иногда попадаются и нужные автомобилистам. Отдел испытаний В Москве "Фри-Флэт" можно приобрести в фирме "Светлана-сервис": Барыковский пер., 4, корп. 3, тел. 203-26-05, факс 203-28-03.ЗА РУЛЕМ 9/94 31