18
19
Нынешней осенью нашу страну впервые в истории посетит монарх Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, ее Королевское Величество Елизавета II. Она, кстати, приходится дальней родственницей последнему российскому императору Николаю II. Принцесса Елизавета родилась в 1926 году и стала Королевой Великобритании в 1952-м, после смерти своего отца Георга VI. Как глава государства, она пользуется специальными легковыми автомобилями, изготовленными по заказу королевских конюшен. С тридцатых годов английский король ездил на отечественных автомобилях "Дэймлер", но в 1950 году принцесса Елизавета и ее муж, герцог Эдинбургский заказали специальный лимузин фирме "Роллс-Ройс". В прошлом члены королевской семьи приобретали "роллс-ройсы" только серийного производства, а это был первый заказ на машину с кузовом по персональным требованиям клиента. И впоследствии королева Елизавета II отдавала предпочтение "роллс-ройсам" как официальным автомобилям, хотя для приватных поездок пользовалась также машинами других отечественных марок. Интерес королевы и ее мужа к автомобилям имеет давнее происхождение. В годы второй мировой войны принцесса Елизавета как офицер Вспомогательных территориальных сил (ВТС) проходила обучение в автомобильных мастерских в Южной Англии и стала квалифицированным водителем. Королева нередко посещала Лондонскую автомобильную выставку; ее интерес к технике разделял муж, 18 ЗА РУЛЕМ 9/94чьим первым автомобилем стал в 1940 году подержанный "Стандард". Принц Филипп, герцог Эдинбургский в послевоенные годы немало времени провел за рулем спортивного двухместного "Эм-Джи" модели "Т". В королевских конюшнях Букингемского дворца с Государственной каретой соседствуют пять "роллс-ройсов", предназначенных для выездов королевы Елизаветы II. Вместо обычного номерного знака каждый из них несет табличку с золотой короной на черном фоне. Во время официальных церемоний на крышу автомобиля королевы устанавливают ее герб и штандарт, который может меняться в зависимости от того, кто из королевской семьи в данный момент едет в машине. Королева Елизавета II и президент Мальты в открытом "Роллс-Ройсе" во время ее официального визита в эту островную страну.Самый "почтенный" из пятерки "роллсройсов" — лимузин "Фантом-IV" с кузовом работы фирмы "Маллинер", доставленный в королевские конюшни в 1955 году, 39 лет назад. Разумеется, машина и по сей день в безупречном состоянии. Она оснащена восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 5675 см 3 . Цилиндры расположены в один ряд, впускные клапаны — верхние, выпускные — нижние. О мощности двигателей завод "РоллсРойс" никогда не давал сведений, но, по оценкам специалистов, у этого автомобиля она около 185 л. с. "Фантом-IV" комплектовался еще механической четырехступенчатой коробкой передач и 17-дюймовыми колесами. Машина оборудована усилителями руля и привода тормозов. Основу авто-В королевских конюшнях Букингемского дворца.рядом с парадной Государственной каретой — "Фантом-IV". мобиля составляет очень прочная и жесткая рама с Х-образной поперечиной. Длинная (3683 мм) колесная база, солидная конструкция предопределили большую массу шасси — 1490 кг. А с семиместным кузовом она превышает 2500 кг. Подвеска передних колес — независимая пружинная, задних — зависимая рессорная. Заметим, что "Фантом-IV" изготовлен всего в 18 экземплярах. Два экземпляра "фантомов-V" с кузовами работы "Парк Уорд" поступили в распоряжение королевской семьи соответственно в 1960 и 1961 годах. От серийной модели они отличаются тем, что их кузов на 125 мм выше, а его верхняя часть сделана прозрачной. При необходимости она полностью закрывается алюминиевым чехлом-крышей. Он хранится в багажнике, состоит из двух частей и его установка занимает около минуты. "Фантом-V" оснащали V-образным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 6230 см 3 . Он с гидравлическими толкателями и уже не с одним, а двумякарбюраторами. Среди других нововведений — гидромеханическая коробка передач, кондиционер, 15-дюймовые колеса. Эта модель во многих деталях отличается от "Фантома-IV", хотя общая концепция осталась прежней. Колесная база стала чуть-чуть короче (3680 мм), но объем салона заметно увеличился, при этом масса шасси уменьшилась до 1359 кг. Неизвестна масса снаряженного автомобиля, но, поскольку он оборудован более богато, чем "Фантом-IV", видимо, весит он около 3000 кг. Всего изготовлено 832 машины. Что касается "Фантома-VI", то первый автомобиль этой модели доставили в Букингемский дворец весной 1978 года. По конструкции он — дальнейшее развитие "Фантома-V". У него — V-образный восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 6750 см 3 , гидроусилитель руля, автоматическая коробка передач. Увеличенный рабочий объем и ряд усовершенствований дали прирост мощности примерно до 208 л. с. Автомобиль, если говорить о его механической части, до поясной линии кузо-ва одинаков с серийным образцом "Фантом-VI". Высота верхней части кузова увеличена против серийного на 100 мм, а крыша сделана прозрачной, как на "ФантомеV", и тоже может быть закрыта чехлом. База машины — 3680 мм, снаряженная масса — 3080 кг. Автомобиль развивает скорость до 150 км/ч и расходует при испытаниях по условному городскому циклу 30,4 л/100 км. "Роллс-ройсов" модели "Фантом-VI" изготовлено, начиная с 1968 года, около трехсот. Королевские машины окрашены в черный цвет. Внутренняя отделка — серая. Это дорогая тисненая кожа, а на полу — знаменитые уилтоновские ковры с пышным ворсом, хорошо сохраняющие тепло. Вместо бара в спинку переднего сиденья вмонтирован видеомагнитофон. Четырех кассет с фильмами хватит на самое длительное путешествие. Интересная деталь: задние боковые окна специально сделаны более высокими, дабы подданные ясно видели, кто находится в салоне. Елизавета II со своим супругом, принцем Филиппом, предпочитают в особо торжественных случаях выезжать к народу или с высокопоставленными гостями в Государственной золоченой карете. Но нередко они выбирают автомобили. Так, на традиционные скачки в Аскоте порой отправляется вся пятерка "роллс-ройсов" с гербами над ветровыми стеклами. Среди них — две машины с увеличенными по высоте кузовами и прозрачными крышами из оргстекла, закрываемыми алюминиевыми чехлами — дублерами крыши. Когда королева выезжает в свой дворец Сандрингэм, что примерно в сотне километров к северо-западу от Лондона, то пользуется также джипами "Ленд-Ровер" и "Рейндж-Ровер". Первый — зеленого цвета, второй — оливкового. Она любит их за надежность и хорошую проходимость. Но это ни в коей мере не влияет на то, что королевские дома по всему миру, включая британский, давно признали, что их престижу по-настоящему отвечает только величественный "Роллс-Ройс". Эта машина просто не может подвести - она давно завоевала славу лучшей в мире. Компания "Роллс-Ройс" (ее магазин, кстати, год назад открылся в Москве) всегда подчеркивает, что автомобили фирмы, будучи подлинными произведениями инженерного искусства, проживут намного дольше, чем серийный "ширпотреб". И яркое тому доказательство — королевский автомобильный парк, который состоит из машин почтенного возраста. И. ЛАЛАЯНЦ На обложке изображен "Фантом-VI" во время официального выезда королевы. Он несет специальные отличительные знаки: над радиатором — статуэтка святого Георгия, который поражает змея, над ветровым стеклом — королевские герб и штандарт.На снимках — сверху вниз. Самый старый экипаж — "Роллс-Ройс" модели "Фантом-IV" 1955 года. "Фантом-V" 1960 года с прозрачной крышей из оргстекла. "Фантом-VI" служит королевской фамилии с весны 1978 года.З РУЛЕМ 9/94 А19