— Инспектор, конечно же, обязан уметь пользоваться жезлом. В "Наставлении" теперь есть специальное приложение "Типовой перечень жестов сотрудника дорожно-патрульной службы по регулированию дорожного движения и порядок их выполнения", который должен внести коррективы в ситуацию. Раньше даже проводились специальные конкурсы на лучшее исполнение этих жестов. К этому мы пытаемся вернуться. — Второй вопрос из тех, что часто задают читатели. В своих публикациях мы не раз его касались, но не грех повториться: кто должен первым подойти — водитель к инспектору или наоборот? Часто именно в такой ситуации зарождается ненужная напряженность между ними. — Подойти к водителю и представиться — обязанность инспектора. В "Наставлении" сказано, что при обращении к участникам дорожного движения сотрудник обязан поздороваться, назвать свою должность, звание, фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель задержания. В строго оговоренных случаях он, оценив ситуацию, может попросить водителя выйти из машины. Скажем, когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления, и т. д. Все это не подлежит обсуждению. И все же, если хотите знать мое мнение, то вопрос, кто должен подойти первым, не столь уж принципиален. Наверное, гораздо важнее, в какой форме происходит диалог инспектора и водителя. Конечно, недопустимы грубость, хамство со стороны человека в форме. Не случайно в "Наставлении" специально оговорено, что отношение сотрудника дорожно-патрульной службы к участникам дорожногодвижениядолжно быть доброжелательным, уважительным. — А что делать, если инспектор обошелся с водителем недостаточно вежливо или попросту по-хамски (такое, вы знаете, бывает)? — Если это произошло, водитель имеет право написать жалобу на действия работника ГАИ. В каждом таком случае мы обязаны разобраться, причем обязательно с выездом на место происшествия в присутствии двух сторон. На основе этого делаем выводы. Чтобы предупредить подобные инциденты, мы проверяем и самих сотрудников. Проверки при этом ведутся как гласно, так и анонимно. — Спасибо за беседу. Хочется надеяться, что с новым "Наставлением" придет что-то новое ив нашу бурную жизнь на дорогах, прежде всего, большее взаимопонимание между водителем и инспектором. Беседу вела Е. БУЛАВИНА42 ЗА РУЛЕМ 9/94СЛОВО — АДВОКАТУНа вопросы читателей отвечает адвокат Л. ЧЕЛЯПОВ После ДТП по моей вине я был согласен возместить материальный ущерб на законных основаниях. Однако истец начал выдвигать требования, на мой взгляд, неприемлемые, вплоть до замены кузова и некоторых агрегатов, хотя в протоколе ГАИ этого зафиксировано не было. Мое предложение — сдать автомобиль на СТО для определения ремонтопригодности кузова — истец отверг, о ремонте на СТО так и не договорились, и он подал в суд. В исковом заявлении, поданном в апреле, указывалась сумма 111 030 руб. за автомобиль (по заключению эксперта) и 100 000 руб. — за причиненный моральный ущерб. Через пять месяцев суд обязал меня выплатить уже 343 475 руб. (истец произвел ремонт на СТО). В решении суда не учитывался амортизационный износ (машина 1980 года выпуска), тогда как эксперт, приглашенный ранее из Воронежа, определил стоимость ремонта с учетом износа в 280 000 руб. В общем, я хотел бы получить ответы на следующие вопросы: 1. Считается ли основой исчисления материального ущерба акт осмотра машины экспертом? 2. Учитывается ли судом амортизационный износ машины, отремонтированной на СТО? 3. Какие моральные издержки несет ответчик и за что и есть ли нормы расчета моральных издержек? Воронежская область, г. Борисоглебск А. БИТЮКОВ В соответствии со статьей 454 ГПК РФ, материальный ущерб, причиненный владельцем источника повышенной опасности (автомобиля), подлежит возмещению пострадавшему в полном объеме. Заключение эксперта-автотехника (или оценщика СТО) лишь предварительно обозначает объем и сумму предстоящих затрат. Как свидетельствует практика, окончательный размер ущерба выявляется после завершения всех видов работ, включая, в случае необходимости, и покраску машины. Насколько можно судить по вашему письму, второе исковое заявление на сумму, превышающую первоначальную, обусловливается как раз тем, что истец завершил ремонт и, имея на руках документы, подтверждающие затраты, увеличил общий объем исковых претензий. Это и принял во внимание суд. Правда, при разрешении спора в судебном порядке вы имеете законное право требовать передачи вам всех замененных в процессе ремонта частей и агрегатов автомобиля. Как мы уже неоднократно указывали, до настоящего времени не существует экспертных методик для определения процента износа деталей легковых автомобилей, находящихся в частной собственности. Как правило, оценщики СТО применяют морально устаревшие нормы амортизационных отчислений на подвижной состав автомобильного транспорта госучреждений, по которым для легковых автомобилей (в целом!) учитывается износ, равный 0,35% на 1000 км пробега. Таким образом, рассчитав общий износ автомобиля в соответствии с его пробегом и вычтя полученную сумму из стоимости нового автомобиля, они определяют его остаточную стоимость. Размер утраты товарного вида в случаях со старыми транспортными средствами не принимается в расчет. Возможность взыскания морального ущерба предусмотрена статьей 131 Основ Гражданского законодательства, но, естественно, никаких норм расчета здесь не существует. Исковые требования о возмещении моральных издержек должны быть убедительно аргументированы истцом. На основании статьи 90 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, другая сторона выплачивает все понесенные по делу расходы. Если иск удовлетворен частично, то истцу присуждается сумма, пропорциональная размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику — пропорциональная той части исковых требований, в которой истцу отказано.Есть ли официальный процент амортизации от стоимости автомобиля, сдаваемого в аренду частным лицом? г. Санкт-Петербург В. МУХИН Норм амортизационных отчислений для транспорта, передаваемого частными лицами организациям, предприятиям по договору имущественного найма (аренды), в настоящее время не существует. Но при заключении такого договора все вопросы, затрагивающие интересы сторон, в том числе и размер амортизационных отчислений, должны находить в нем отражение. Можно исходить из положения, принятого в автоэкспертной практике, когда процент износа транспортного средства определяется коэффициентом 0,35% на каждую 1000 км пробега.СЛОВО — АДВОКАТУ