ОТКЛЮЧАЕМ СИСТЕМЫСтрогие европейские требования к содержанию токсичных веществ в отработавших газах вынуждают ВАЗ оснащать экспортные автомобили дополнительными системами. Некоторые из этих машин возвращаются на родину, другие, не доехав до границы, продаются у нас. Какие понадобятся переделки, чтобы эксплуатировать такой автомобиль в России? Об этом рассказывает специалист НТЦ ВАЗа С. ГЕРАСЬКИН.тактов холостого хода); полной нагрузки 3 (его сигнал зависит от величины разрежения во впускной трубе); оборотов коленчатого вала двигателя, определяемых по частоте искрообразования. Датчик кислорода очень чувствителен к наличию свинца в бензине (в любых его соединениях): он мгновенно выходит из строя. Бензин в нашей стране — большей частью этилированный, содержащий тетраэтилсвинец. При первой же заправке таким топливом кислородный датчик 14 начнет посылать в электронный блок ложный сигнал. Сам же блок AFR будет невпопад открывать или закрывать клапаны 7, 8; двигатель станет работать с перебоями и, наконец, заглохнет. Чтобы этого избежать, необходимо заранее отключить электронику, управляющую карк температурному датчику нейтрализатораСистема АКСТЕК: 1 — AFR — компьютер; 2 — катушка зажигания; 3 — датчик полной нагрузки; 4, 5 — термовакуумный включатель; 6 — контакт холостого хода (концевой включатель); 7 — клапан (актюатор) холостого хода; 8 — клапан (актюатор) главной дозирующей системы; 9 — полуавтомат пуска и прогрева двигателя; 10 — ресивер; 11 — воздушный фильтр; 12 — термовакуумный датчик; 13 — контрольная лампа; 14 — датчик кислорода ("лямбда-зонд"); 15 — клапан рециркуляции; 16 — нейтрализатор. Экспортные "жигули" или "самары" сегодня оборудуют дополнительной системой снижения токсичности — АХТЕС, которая к тому же улавливает пары бензина и обеспечивает рециркуляцию отработавших газов. Разработана эта система совместно с фирмой того же названия (порусски оно звучит как АКСТЕК). Оснащенные системой автомобили могут работать только на неэтилированном бензине. Как правило, есть на них еще и полуавтоматы пуска и прогрева двигателя. Но, "глотнув" хоть немного этилированного топлива, мотор работать откажется. Чтобы стало ясно, почему, коротко расскажем, как работает система АКСТЕК, схема которой приведена на рисунке. Электронный блок 1 (AFR—компьютер), главный в системе, управляет подачей топлива через два электромагнитных клапана 7, 8, открывая и закрывая иглами жиклеры в карбюраторе. Блок расположен под передним сиденьем пассажира, и информацию о том, насколько нужно открыть или закрыть жиклеры, он получает от датчиков: кислородного 14 ("лямбда-зонд"), установленного в выпускной системе (приемной трубе) перед нейтрализатором (в зарубежной литературе, в том числе инструкциях, его именуют катализатором); положения дроссельной заслонки 6 (он реагирует на замкнутое или разомкнутое состояние кон46 ЗА РУЛЕМ 9/94 бюратором. Для этого сначала снимаем с клеммы К на катушке зажигания 2 зеленый провод, оставив там только коричневый. Отсоединяем от "плюсовой" клеммы (Б) катушки зажигания двойной красно-оранжевый провод и присоединяем к ней снятый с клеммы К зеленый. На этой клемме теперь будут сдвоенный голубой, красно-голубой и зеленый провода. Дальше необходимо снять с панели передка датчик полной нагрузки 3 вместе со шлангом, надетым на синий термовключатель, а также колодку и разъем с проводами. Освободившиеся концы вакуумных шлангов соединяем между собой. От клапана холостого хода 7 отсоединяем серый провод, а от клапана главной дозирующей системы 8 (он расположен ниже первого) — синий. Чтобы провода не болтались, лучше закрепить их в пучок. Далее следует перекусить зеленый провод, идущий от катушки зажигания (теперь от "плюсовой" клеммы Б), перед входом его в пучок, так, чтобы длины хватило без натяжения до клапана холостого хода (верхнего). Снабдив этот провод наконечником, подсоединяем его к клапану холостого хода. Отсоединяем колодку от электронного блока AFR (напомним: он под сиденьем пассажира) и, чтобы она не мешала, заправляем вместе с проводом под ковер. В завершение надо вывернуть клапан главной дозирующейсистемы (нижний), заменить жиклер диаметром 0,85 мм на другой, диаметром 0,39—0,50 мм, и откусить пластмассовую иглу нижнего клапана. Жиклер стоит в обычных карбюраторах совместно с электромагнитными клапанами холостого хода. После этих переделок машина готова к эксплуатации на этилированных бензинах. Если на автомобиле установлен еще и нейтрализатор 16, то лучше его снять. Тетраэтилсвинец непременно выведет прибор из строя. Тогда он будет лишь создавать дополнительное сопротивление отработавшим газам, что снизит мощность мотора. Заменить его можно трубой такого же диаметра. Если не найдется, можно просто пробить монтировкой керамический носитель нейтрализатора. АКСТЕК включает в себя, как мы уже отметили, еще пару систем. Одна из них служит для сбора испарений в топливном баке и поплавковой камере. Здесь переделки не требуются. К примеру, вместо обычного установлен угольный воздушный фильтр. Пока он не выработает свой ресурс (15 000 км), в вашем гараже будет меньше пахнуть бензином. Система рециркуляции снижает выброс окислов азота с отработавшими газами. Если возникнут подозрения, что она отрицательно влияет на работу двигателя, ее легко отключить, сняв шланг, подающий управляющее разрежение на клапан рециркуляции 15, или самый верхний вакуумный шланг с карбюратора (горизонтальный штуцер). Не забудьте при этом поставить заглушку либо в шланг, либо на штуцер карбюратора. Случается, что здесь дефект возникает из-за плохой работы этого клапана. Полуавтомат пуска и прогрева 9 обеспечивает надежный пуск мотора, поскольку положение воздушной заслонки регулируется в зависимости от его температуры автоматически. От водителя требуется только коротко нажать на педаль газа перед пуском, и воздушная заслонка займет положение, соответствующее степени прогрева мотора. Кстати, полуавтомат называется так лишь потому, что водитель должен "взвести" воздушную заслонку. Изменять что-либо в этой системе нет необходимости: она не заставит двигатель работать на чрезмерно высоких оборотах, не будет переобогащать топливную смесь и тем самым создаст оптимальные условия для его работы в первые минуты. При возможности замените приемную выпускную трубу на обычную, что несколько улучшит характеристики двигателя. Если этого делать не хотите, отверните кислородный датчик и вместо него, поставьте заглушку с той же резьбой — подходит опора рычага клапана со втулкой (та, что ввернута в головку блока) от "жигулей". Наконец, придется удалить пассатижами предохранительный клапан в заливной горловине топливного бака или заменить ее на обычную, поскольку диаметр отечественного заправочного "пистолета" больше диаметра горловины с клапаном. ОТ ОТДЕЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ Вызывает сожаление, что такая сложная и дорогая импортная система, которую автолюбители в России вынуждены демонтировать, оказывается ненужной. Может быть, имеет смысл организовать на своих станциях демонтаж систем, чтобы комплектовать ими новые партии экспортных автомобилей?