СОВЕТЫ БЫВАЛЫХПри замене нижней шаровой опоры передней подвески в "Жигулях" отворачиваемая гайка шарового пальца упирается в поворотный кулак. Чтобы ее сдвинуть дальше, нужно выбить палец. Но если опора старая и сильно ослаблена, палец сидит в ней настолько свободно, что отвернуть гайку — серьезная проблема, поскольку она вращается вместе с пальцем, а захватить его чем-либо и удержать крайне трудно. Я облегчил работу так: вместо высокой самоконтрящейсяПосле пробега 18 000 км в ВАЗ-2106 при малых оборотах то появлялся, то пропадал глуховатый звук в районе двигателя, а на холостых он был почти постоянным. Все предположения, высказанные автолюбителями и слесарями на СТО, оказались ошибочными. Однажды, нажав на шкив насоса по оси вала, я обнаружил люфт около 5 мм. Заменил подшипник. Через 9,5 тысячи километров снова возник знакомый шум, хотя я регулярно следил за натяжением ремня и смазал подшипник. Сравнивая свой двигатель с другими аналогичными (-21011), обнаружил, что у моего шкив насоса находится не в одной плоскости со шкивами коленвала и генератора, а смещен на 4—5 мм. Разобрал узел. При сборке фланец крепления шкива на 5 мм недопрессовал на вал по сравнению с прежним положением. Уже 35 тысяч километров никаких замечаний. Оренбургская область, А. КОКОРИН пос. ДомбаровскийПри выполнении некоторых работ с тормозами приходится отсоединять шланг. Чтобы потеря тормозной жидкости была минимальной, лучше пережать его вблизи наконечника до отсо-Зажимы для шланга: а — из шайб; б — из пластин. Когда в дороге выходит из строя тормозной шланг, а запасного нет, многие пережимают металлическую трубку перед ним, тем самым предотвращая утечку тормозной жидкости и выключая один контур. При ремонте приходится восстанавливать или менять пережатую трубку. Я поступил проще. Обрезал под корень верхний конец лопнувшего шланга, а в отверстие оставшегося в обойме куска ввернул подходящий по размеру саморез. Проверил на безопасном участке дороги-надежность пробки — саморез держался просто замечательно. До дома я доехал без происшествий, соблюдая, конечно, осторожность. г. Москва В. ДОЛЖИКОВ Чтобы запаять трещину в алюминиевом радиаторе, предлагаю свой способ. Зачистите место пайки и нанесите на него несколько капель медного купороса. Присоедините к радиатору отрицательный вывод батарейки 3336 (от карманного фонаря), а к положительному — отрезок медной провол оки . Конец этой проволоки опустите в каплю купороса, не дотрагиваясь до металла. Через некоторое время здесь осядет слой красной меди. Высушив его, можно приступать к пайке обычным способом — припой хорошо ложится на медь и надежно закрывает трещину. г. Екатеринбург В. БОНДАРЕНКО единения, чем закрывать отверстие пробкой (болтом, палочкой и т. п.). Для этого удобно использовать ручные тиски. Если их нет, возьмите короткий болт с резьбой М8 или М10, гайку и две толстые стальные шайбы (рис. а). Еще более надежный зажим можно сделать из двух стальных пластин и подходящих болтов (рис. б). г. Воронеж М. ТИМОФЕЕВ У водителей автомобилей с правым рулем на наших дорогах ограничена видимость дороги слева при обгоне. Такое неудобство я испытывал, когда, работая инструктором, сидел справа от водителя.Контровка гайки 1с помощью пластины 2 на поворотном кулаке 3. гайки поставил обычную, низкую, что не снижает прочность узла, а резьбовую часть пальца на новой опоре сточил на 4—5 мм. Гайку законтрил самодельной пластиной, вырезанной из стали толщиной 1 мм, как показано на рисунке. Московская область, г. Ногинск Р. ФОКИН При замене шланга переднего тормоза в неновых "Жигулях" попытка отвернуть накидную гайку трубки даже самым лучшим (пятигранным) ключом часто заканчивается плачевно: гайка, в результате коррозии прочно соединившаяся с трубкой, отворачивается от шланга, скручивая и ломая трубку. Чтобы избежать этого, я накидную гайку не вращаю, а лишь удерживаю ключом, а штуцер шланга вывертываю другим ключом. Подобным же образом поступаю, если нужно снять для чеголибо задний тормозной цилиндр: вместе с трубкой проталкиваю его, насколько можно, за тормозной щит и, опять-таки удерживая накидную гайку трубки, скручиваю с нее тормозной цилиндр. Все детали остаются целыми. г. Чита Ю. ПРЫГУНОВ52 ЗА РУЛЕМ 9/94Часто амортизатор отказывает из-за того, что вытекла жидкость через изношенное или дефектное уплотнение. Делу "по-Чтобы как-то улучшить обзор "слепой" зоны, я в "Жигулях" установил два дополнительных зеркала, как показано на рисунке. Переднее — лучше панорамное, а заднее — большое, от ЗИЛ-130. Настроив Установка дополнительного кожуха 1с помощью хомута 2 на амортизаторе 3. их, я контролировал ситуацию и сзади, и перед машиной на встреч"За рулем" не раз писал о такой болезни игольчатого клапана в ной полосе движения. Это очень помогало мне предостеречь ученикарбюраторе, как односторонний износ конуса иглы. Устанавливая новый клапан стандартной конструкции — стальков от опасных обгонов, какие они ная игла с конусом, я убираю проволочное стремечко, препятствуюнередко совершали прежде. Увещее вращению иглы в седле. После этого износ иглы и седла (так рен, что такая система зеркал поили иначе неизбежный) становится равномерным по кругу и работа может и водителям "японок". Приморский край, А. БОКАЧ клапана в целом улучшается. г. Вышний Волочек Н. КУСКОВ п. Кавалеровомогает" грязь, попадающая на шток, а также его коррозия. Считаю полезным защитить амортизатор дополнительным кожухом, как показано на рисунке. Для этого я применил полиэтиленовый флакон объемом 210 мл из-под универсального фотопроявителя: его диаметр совпадает с наружным диаметром стандартного кожуха. В донышке флакона вырезал круглое отверстие диаметром 42 мм. Закрепить пластиковый кожух на металлическом можно с помощью клея "Момент" и обычного хомутика. г. Воронеж Ф. СИВЦЕВУстановка зеркал в "жигулях": 1 — штатное; 2 — дополнительное панорамное; 3 — от ЗИЛ-130 — на полке за задним сиденьем.