ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИВАЗ-21053Время летит, нашей редакционной "пятерке" уже год. Напомним, что первые впечатления о машине были опубликованы в четвертом номере журнала за этот год. Сегодня продолжение рассказа. С нашей "пятеркой" были две серьезные неприятности — коррозия и авария. Начнем с первой — она по крайней мере предсказуема. Автомобиль дополнительно антикоррозионными составами не обрабатывали, установили только пластмассовые "подкрылки" спереди и сзади. Крепят их, как известно, винтами-саморезами, головки которых рекомендуем сразу же покрыть пластилином или оконной замазкой, иначе их потом разъест коррозия. На днище сколов мастики и ржавчины нет. По гравийным дорогам мы не ездили, машину эксплуатировали в основном в Москве. Днище выдержало и зимние испытания, а подкапотное пространство и двери — нет. На них многочисленные ржавые пятна, причем там, куда не попадают песок и камни с дороги. Просто нарушена технология окраски — вот кузов и ржавеет. О том, как бороться с коррозией, журнал рассказывал не раз: необходимо зачистить и закрасить повреждения. Кузов перед зимой желательно покрыть защитными составами, например, консервантом (к сожалению, он довольно быстро становится матовым) или полиролями, хотя срок их действия невелик. Простое и очень нужное дополнение — резиновые коврики на пол. Вода в них скапливается, а не растекается по салону, поэтому машина меньше ржавеет. Теперь о другой неприятности. Однажды вечером, когда, казалось, ничто не предвещало осложнений, машина попала в аварию. Дипломатическая "семерка" таранила "пятерку" пенсионера, а та в свою очередь — нашу "пятьдесят третью". Виновник оправдывался, заявив, что десять секунд смотрел на красную лампочку на панели приборов, пытаясь понять, о чем 26 ЗА РУЛЕМ 9/94она сигнализирует, и поэтому не видел машины перед собой. Через несколько дней выяснилось, что хитрый дипломат не хочет платить и прекрасно знает, как в России можно уклоняться от ответственности. Хорошо, что мы вызвали инспектора и он оформил все необходимые документы. Под тяжестью улик и мощным натиском потерпевших африканец не сразу, но сдался. И хотя все это к техническому опыту эксплуатации не имеет отношения, настоятельно советуем: если попали в аварию, обязательно оформляйте официальные "бумаги", иначе добиться справедливости почти невозможно. Наша машина пострадала не сильно — уехала своим ходом, даже фонари уцелели. Однако задняя панель и левое крыло оказались вдавлены, а лонжерон слегка согнут. Занявшись ремонтом, мы выяснили две особенности "пятой" модели ВАЗа — приятную и неприятную. Начнем с последней. Бампер крепится к трубам, а те, в свою очередь, к лонжеронам. Трубы весьма прочные, поэтому даже при не очень сильном ударе кузов может здорово перекосить. Вообще-то на месте труб должны быть легкодеформируемые энергопоглощающие элементы, но такое встречается только на экспортных модификациях. Об отечественном автомобилисте не очень-то заботятся. Теперь о "приятном". Крылья у "пятерки" не округлые, а угловатые — рихтовать их проще, чем у многих других машин. Мелких неисправностей наш брат и не замечает: подтягивает разболтавшиеся соединения, заменяет погасшие лампы. Самой серьезной из мелких был у нас отказ стеклоочистителя. Конечно же, он сломался в неподходящий момент — зимой, в снегопады. Почистили коллектор, затянули все крепления, и он заработал. Кстати, в руководствах по ремонту обычно не пишут, как правильно соединить мотор-редуктор стеклоочистителя с рычажным механизмом и поводками. В результате "дворники" норовят очищать капот. Задачу очень легко решить, если вспомнить, как работает... двигатель вашего автомобиля. Когда поршень в мертвой точке, шатун икривошип находятся на одной линии. То же и со стеклоочистителем. Когда поводки со щетками ("дворники") в крайнем положении, шатун и кривошип рычажного механизма (то есть планка, насаженная на вал редуктора и присоединенная к ней) лежат на одной линии. Зная это, вы смонтируете узел правильно с первого раза. Еще сломался выключатель фонарей заднего хода. Он расположен на коробке передач, причем в недоступном месте, и заменять его — сущая пытка. Чуть не забыли сказать, что машина за год прошла 23 000 километров. Из быстроизнашивающихся деталей пока "сносились" только колодки передних тормозов. Двадцать тысяч километров — для них немного. Но учтите, машина эксплуатировалась в основном в городе с интенсивным и плохо организованным движением. Конструкция передних тормозов "жигулей" не самая удачная: стальные пальцы, служащие опорой колодкам, "примерзают" к алюминиевым цилиндрам. Интересно, что правый тормозной механизм разобрали легко, а вот левый сопротивлялся очень долго. Спецжидкости, которыми "отмачивают" приржавевшие детали, не помогли. Пришлось воспользоваться, как говорят, грубой физической силой. Били молотком по ушкам цилиндров и по пальцам, стараясь сдвинуть их вперед — назад. Так, "в раскачку", удалось стронуть пальцы с места, а затем и выбить из гнезд. Если иу вас возникнет такая проблема, колеса поверните с помощью руля — так удобнее работать, а силу прикладывайте с умом, чтобы не расколоть алюминиевые цилиндры. У нас операция прошла успешно. Напомним, что, прежде чем собрать узлы, окислы надо удалить, а смазанные детали несколько раз вставить в гнезда и вынуть: трение ослабнет и их можно будет перемещать без помощи молотка. И постарайтесь,чтобы смазка не попала на диск и колодки. Что сказать в заключение? Да, ВАЗ21053 — не автомобиль-люкс, на кузове которого полтора десятка слоев грунтовки, краски и лака, но ездить можно. Д. ПОСТНИКОВ