60
61
новыйНемало было пророков, которые предсказывали, что автомобильный спорт в России обречен, что в новых экономических условиях без государственной финансовой поддержки он будет еле теплиться. "К счастью, этого не случилось", - утверждает ответственный секретарь Российской автомобильной федерации Сергей Викторович УШАКОВ. В минувшем году по всем видам автоспорта под эгидой РАФ прошло 140 соревнований, не считая местных. Сюда входят 48 этапов первенств России (кросс, картинг, ралли, "кольцо") и 92 традиционных соревнования. Это побольше, чем во времена ФАС СССР. На 1995 год, сообразуясь с финансовыми возможностями организаторов на местах и сложившейся практикой, планируется провести уже 157 соревнований. Так что думайте сами, решайте сами умирать или не умирать... российскому автоспорту. Сезон 95-го уже начался, и, наверно, имеет смысл хотя бы очень кратко сказать о состоянии дел в отдельных видах автоспорта.ков. Это не только средство приобщения детей и юношей к автомобильной технике, а еще и школа будущих кольцевиков: пример Сенны, Проста, Патрезе - гонщиков, выросших в картинге, нельзя упускать из виду. Не утратив завоеванных ранее позиций во внутрироссийском картинге, на международной арене в 1994 году успехов мы не достигли. Ралли. Именно этот вид автомобильного спорта, его развитие у многих специалистов вызывал тревогу. Необходимость сервисных бригад, довольно обширного судейского аппарата с хорошей связью, использование дорог общего пользования - все это в наше время требует больших затрат.Автомобильный спортВ РОССИИ!прочные позиции. Даже из Якутии на чемпионат приезжают спортсмены! С развитием кроссов уровень мастерства наших кроссменов стал расти. Лет пять назад мы умилялись бы третьему призовому месту Б. Котелло на чемпионате Европы по кроссу (дивизион 2, класс до 3500 см 3 ) на "Ладе-Самаре-4х4-1800". Сейчас относимся к этому факту спокойно: произошло то, что должно было произойти. В 1995 году наши экипажи вновь стартовали в марафонском кроссе "Париж-Дакар" (думаю, "кросс" в данном случае точнее, чем "ралли"), и участие россиян в нем - результат резко возросшего у нас интереса к автомобильным кроссам. И это при том, что подготовку грузовиков и легковых автомобилей спортсмены ведут самостоятельно - специальные кроссовые машины сейчас даже малыми сериями никто не. выпускает. Картинг. Здесь тоже проблемы с материальной частью, но иные. С одной стороны, фирмы СТК "КамАЗ" в Набережных Челнах и "Патриот" в Санкт-Петербурге продолжают делать шасси для картов, а НИИ шинной промышленности разработал для них новые покрышки, с другой - нет моторов. Серийные же мотоциклетные наших заводов ниже всякой критики. Тем не менее картинг развивается. На территории России достаточно картодромов, и в 22 городах регулярно проходят календарные соревнования. Среди всех видов автоспорта картинг требует наименьших затрат, и, естественно, в силу этого он наиболее молодой по составу участниДобавим, что подготовка автомобилей силами специальных заводских лабораторий или спортивных команд, приобретение машин и комплектующих к ним за рубежом дело очень дорогостоящее. И тем не менее... Чемпионат России 1994 года был разыгран в 12 этапов. Правда, очень трудно сделать первенство в равной мере доступным для всех: дальневосточников, сибиряков, уральцев, северян и южан. Сложно организовать на высоком уровне судейство - фактически только три высокопрофессиональные бригады судят ралли России. Поэтому в 1995 году число этапов будет сокращено. Сегодня ясно, что потенциал отечественных автомобилей в спорте невелик. Именно поэтому ряд ведущих спортсменов (М. Нарышкин, Е. Лядухин, А. Герасенков, В. Ганин и другие) приобрели зарубежные машины и добились на них немалых успехов.Кроссы на грузовиках уже несколько десятилетий пользуются в России большой популярностью.Кроссы. Они приобрели наибольший размах (см. ЗР, 1994, № 7 - ред.). И не только потому, что не требуют дорогостоящих спортивных сооружений. В кроссах задействованы самые разные автомобили: грузовики, легковые, специальные кроссовые. У спортсменов широкая возможность выбора. К тому же чемпионаты России построены по многоэтапной схеме. Не только в крупных российских городах, но и на периферии этот вид автоспорта завоевал 60 ЗА РУЛЕМ 2/95Соревнования по картингу в календаре РАФ ежегодно проводятся на трассах 22 городов России. Все чаще на внутрироссийских ралли мы видим зарубежные автомобили. На них стартуют и побеждают В. Ганин ("Лянча"), А. Герасенков ("Лянча"), Е. Лядухин ("Мазда"), М. Нарышкин ("Тойота")./ПОрТЧемпионы России 1994 года второе место в чемпионате Европы по ралли. Е. Васин и Е. Калачев стартовали на тех этапах, которыми европейские асы побрезговали, - ралли "Золотые пески", "Рейд Польский" и ряд других с высокими коэффициентами. Пример, достойный подражания. Кольцевые гонки. Здесь положение самое безотрадное. Те немногие трассы, что были, оказались за границами России. Контингент участников все более стареет, нового пополнения немного. Ситуация с техникой, еще терпимая в категории легковых машин, катастрофическая в категории гоночных. Сегодня в Российской Федерации едва наберется три десятка "формул", которые как-то способны двигаться, поступления новых машин нет. Говорят, правда, о намерении одного "почтового ящика" организовать их выпуск, но пока... Наболел вопрос о трассах. Реанимировано "Невское кольцо", прошли гонки в минувшем году на Ленинских горах - перед университетом. Кросс Грузовые автомобили: С. Бурцев (Курган) - класс ГАЗ-52. С. Колтаков (Курган) - класс ГАЗ-53. В. Трёфилов (Бронницы) - класс ЗИЛ130. Легковые автомобили: В. Бузланов (Тольятти), ВАЗ-2108 дивизион 1/1. В. Тютин (Нижний Новгород), ГАЗ-2410-дивизион 1/2. Б. КотеллО (Тольятти), ВАЗ-2108-4x4 - дивизион 2. Б. ДжеПаев (Ульяновск), УАЗ-3512 Т2. Специальные кроссовые автомобили: Б. Цеханович (Балаково) - дивизион 3/5. Ф. Бадретдинов (Набережные Челны) - дивизион 3/6. Картинг B. Нечаев (Армавир) - класс "Пионер", юноши. Ю. Суворов (Армавир) - класс "СОЮЗНЫЙ", юноши. О. Балаганский (Кемерово) - класс "Союзный". А. Гусельников (Тольятти) - класс "К". И. Комаров (Курск) - формула "Чезет". A. Ганюшкин (Тольятти), класс "Е". Г. Комаров (Курск) - формула "С". Ралли C. Потапков-В. Ягудин (Череповец), ВАЗ-2108 - 1 зачетная группа. И. Коновалов-В. Рогов (Раменское), ВАЗ-21083 - II зачетная группа. B. Еремин-Вл. Филимонов (Москва), ГАЗ-24-10 - III зачетная группа. М. Нарышкин-А. Дубравицкий (Москва), "Тойота-Селика" - IV зачетная группа. Кольцевые гонки катастрофически стареют: и спортсмены и машины. Да ис трассами попрежнему старые проблемы. В этих условиях все же удалось в 1994 году провести три гонки, а в нынешнем надеемся организовать четыре. К сожалению, наши отечественные соревнования, даже чемпионаты страны, остаются в тени - о них мало пишут, редкие гости они и на телевидении. И мало кто знает имена лучших российских автоспортсменов. Здесь мы приводим фамилии всех 29 чемпионов страны по автоспорту. Кольцевые гонки Э. Линдгрен (Москва), "Эстония-25" формула "1300". А. Потехин (Москва), "Эстония-25" формула "1600". А. Пузырев (Москва), ВАЗ-2108 класс "А-1300". C. Гурьянов (Тольятти), ВАЗ-2108 класс "А-1600". Б. Шустров (Санкт-Петербург), ГАЗ24-10 - класс "А-2500".Много ли спортсменов стартует на иномарках? 10-15 экипажей. Но почти всегда они оказываются в тройке сильнейших. Зарубежные старты российских раллистов нынче в прямой зависимости от денег, вложенных спонсорами. И здесь при продуманной тактике возможны высокие результаты. Можно привести пример "Си-Ac", дилера "Опеля" в Москве, чей экипаж в 1993 году вышел на* стоит на местеЗА РУЛЕМ 2/9561