опыт эксплуатацииАЗЛК-21412В декабрьском номере журнала за 1994 год мы представили читателям ветерана редакционного парка автомобилей АЗЛК-21412. Напомним, речь шла о состоянии кузова, двигателя и трансмиссии после четырех лет эксплуатации. Сегодня мы продолжим рассказ о трудной жизни нашего "Москвича". Ходовая часть. Нередко владельцы "самар" и "таврий" восхищаются прочностью больших четырнадцатидюймовых колес "сорок первого". Действительно, их обода остаются целыми после глубокой ямы или колдобины. Однако отсутствие видимых повреждений после удара - не повод для радости. Езда по разбитым дорогам, разумеется, не проходит бесследно. Значительные нагрузки воспринимают шины — они-то и выходят из строя в первую очередь. На нашем автомобиле за восемьдесят тысяч километров пробега пришлось заменить семь покрышек. Причем ни на одной из них беговая дорожка не износилась до критической величины. С завидной регулярностью повторялся одинаковый дефект - разрушение каркаса, проще говоря, "грыжа". Как видим, чудес не бывает: в наших условиях радиальные шины с металлокордом редко служат больше 40 тысяч километров, в том числе и четырнадцатидюймовые на АЗЛК-2141. Сейчас на редакционном "Москвиче" служит уже третий (!) комплект телескопических стоек передней подвески. Те, что установили на заводе, приказали долго жить через три года. Их заменили газонаполненными амортизаторами отечественного производства. К сожалению, затраты оказались напрасными. Наши газовые стойки - пока не конкурентны изделиям известных фирм "Сакс" или "Бильштайн": они стали не работоспособны после 6 тысяч километров пробега. Последовала еще одна замена. Новый стандартный комплект работает по сей день. Стойки сильно клацают на ямах, а зимой при морозе около двадцати градусов неожиданно приобретают дополнительную жесткость автомобиль становится тряским, как телега.Но к этому, согласитесь, можно привыкнуть, лишь бы сход-развал не нарушался и колеса поворачивались. Кроме стоек, в передней подвеске один раз сменили все изношенные детали: подушки стабилизатора поперечной устойчивости, шарниры стабилизатора и шаровые шарниры поворотных кулаков. Задняя подвеска хлопот не доставляла, ограничивались регулярным осмотром наиболее слабых узлов: продольных пластинчатых рычагов и поперечной штанги (тяги Панара). Дело в том, что их поломка может привести к серьезной аварии (см. ЗР, 1994, № 4 - "Подвеска с опасным сюрпризом"). За примером далеко ходить не надо. Однажды на другом редакционном "сорок первом" в пути неожиданно лопнул правый рычаг и лишь то, что мост, упершись в кронштейн, не развернулся поперек движения, предотвратило катастрофу. На нашем "Москвиче" эти детали из строя не выходили. Но лучше подстраховаться - лишний раз взглянуть на автомобиль снизу, чтобы обнаружить дефект как можно раньше. Вообще говоря, ходовую часть АЗЛК21 41 можно "довести до ума". Все зависит от упорства, финансовых возможностей владельца и... везения. Бывает, те же стойки ходят по сто пятьдесят-двести тысяч километров. Как-то меня подвозил старый знакомый. Его "Апеко" поразил почти американской мягкостью хода. Оказалось, просто удачный экземпляр, обычная машина с конвейера. Если же стойки плохо работают с первого дня, то есть два способа устранить брак. Нужно либо менять их, не считаясь с затратами, - до тех пор, пока не попадется нормальная пара, либо обратиться к умельцам. В некоторых частных мастерских стойки перебирают за сходную цену. Жаль, что оба пути не гарантируют успеха. Ремонтировать узел своими силами мы не рекомендуем - выполнить эту работу под силу лишь очень опытным и умелым автомобилистам. Механизмы управления. Тормоза "сорок первых" надежностью не отличаются. Они работают как надо в первые полгода эксплуатации. Но вскоре вы замечаете, что замедление с каждым месяцем становится все хуже и хуже. Внешних признаковнеисправности не видно, однако "Нева" куда-то исчезает, а тормозная педаль "мягче", чем раньше. На нашем АЗЛК-21412 тормоза прокачивали не один раз, меняли манжеты, рабочие цилиндры передних и задних колес, поставили новый вакуумный усилитель с главным цилиндром. Как говорится, не в коня корм. Сейчас состояние системы стабилизировалось в режиме, который можно определить как частично исправный. Тормозной путь в норме, формально придраться не к чему. Но при этом приходится доливать тормозную жидкость по 100-150 граммов в месяц, хотя сильной течи не обнаружили. Лопнула пластмассовая крышка бачка - копеечная деталь. Новую ищем уже полгода - дефицит. Тормоза надежно срабатывают, когда автомобиль едет медленно. Но, чтобы резко погасить высокую скорость, надо нажать - отпустить педаль несколько раз и лишь потом "наступить" на нее основательно. Усилитель - старая болезнь всех "москвичей": нет гарантии, что новый будет работать лучше. Сосед по стоянке, владелец свежего "сорок первого", купил их аж три штуки - все бракованные! К счастью, его приятель продавал свой "Апеко" 1990 года выпуска. Машина рассыпалась на глазах, но тормоза действовали. В результате дружеского обмена ржавый снаружи, но исправный усилитель перекочевал на автомобиль соседа. Четкая работа стояночного тормоза редкость, тем более после 80 тысяч пробега. Тем не менее "ручник" редакционного ветерана удерживает груженую машину на довольно крутых горках и по сей день. Рулевое управление нареканий не вызывало. Грязезащитные резиновые чехлы на корпусе реечного механизма сохранили герметичность. Наконечники рулевых тяг с шаровыми шарнирами мы в целях профилактики заменили во время очередной ревизии ходовой части. Электрооборудование "Москвича" заслуживает отдельного материала. О его неисправностях, о замене классической системы зажигания на электронную мы расскажем в одном из ближайших номеров журнала. В. КРЮЧКОВЗА РУЛЕМ 2/95 21