История любит возвращать все на круги своя. Через полвека после национализации крупнейшая французская государственная автомобильная компания "Рено" готовится вновь обрести статус частного предприятия. Президент - генеральный директор так официально именуется руководитель Национального объединения заводов Рено - Луи Швейцер видит в этом большие перспективы для предприятия. На "Рено" он пришел в мае 1986 года по приглашению тогдашнего президента фирмы Жоржа Бэсса. За плечами Луи Швейцера уже были шестнадцать лет безупречной государственной службы, в том числе ив аппарате правительства. С 1981 по 1986 год он директор кабинетов: министра бюджета, министра финансов и, наконец, премьер-министра. Но предложение работать в промышленности, а тем более в такой "захватывающей", по его собственному выражению, отрасли, как автомобилестроение, было им воспринято с энтузиазмом. Вряд ли в то время Луи Швейцер думал о том, что через шесть лет после прихода на 4 ЗА РУЛЕМ 2/95ПРЕЗИДЕНТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР"Рено" возглавит эту прославленную компанию, объединяющую 54 завода во Франции и за рубежом, - одну из десяти лидеров мирового автомобилестроения. Хотя позже, будучи финансовым директором, назначение на пост генерального воспринял вполне естественно. Сложнее оказалось с переводом предприятия на частные рельсы. Но, как говорится, на все свои причины. Сейчас Франция, как и многие другие страны, переживает крупномасштабный процесс приватизации*. Причин тому несколько. Основная - увеличение бюджетного дефицита, в связи с чем государство вынуждено продавать свои предприятия, чтобы иметь средства на другие первоочередные нужды. Но это - одна сторона дела. Другая - заключается в том, что Европейская Комиссия в целях обеспечения равных условий конкуренции ограничивает или за*3десь и далее курсивом выделены ответы Луи Швейцера на вопросы журнала "За рулем". прещает финансирование государственных предприятий за счет госказны. Поэтому законом, принятым в июле 1993 года, предусматривается приватизация 21 крупной французской фирмы, в том числе "Рено". Государственными же были и останутся предприятия, обладающие монополией в своей области деятельности и обеспечивающие общественные службы, например, почта, телекоммуникации ("Франс-телеком"), железнодорожный транспорт. Что касается "Рено", это случай особый. Предприятие было национализировано сразу после войны, в 1945 году, скорее по политическим, чем экономическим причинам. И относится оно к сектору экономики, в котором действуют законы конкуренции, которую прибыльное "Рено" выдерживает самостоятельно, не полагаясь на чью-либо помощь. Во Франции считают, что производство автомобилей не входит в компетенцию государства, которое заинтересовано в том, чтобы выгодно продать фирму "Рено". А это полностью совпадает ис интересами самого предприятия. . 52-летний Луи Швейцер по натуре осторожный оптимист. НаПервые лицадо середины нынешнего года в целях их стабилизации. Луи Швейцер, похоже, остался доволен - шведы не получат возможности влиять на управление делами его фирмы. Стратегия ее в настоящий момент расширение гаммы автомобилей, хотя, кажется, "Рено" уже производит модели всех классов - от небольших "Твинго" и "Клио" до седанов высшего класса "Шафран" и мини-вэна "Эспас". Мы, развивая собственную философию автомобиля, предложим модели не только высокого качества, но и оригинальные по замыслу. Наши приоритеты - безопасность, комфорт, удовольствие от вождения и уют. Иллюстрацией сказанному служит идея однообъемных машин - таких, как "Эспас" (на первом месте в Европе по продажам автомобилей данного класса), "Твинго", а также новых, выпуск которых намечен на ближайшие годы. Представляя все новые и новые модештабное промышленное сотрудничество в ближайшем будущем. Прежде чем рассматривать подобную перспективу, нужно лучше представить развитие ситуации в России, ее экономическую, денежную, инвестиционную, таможенную политику. С 1991 года представительство "Рено" в России развивает сеть для продажи, опираясь на пятерых концессионеров, четверо из которых находятся в Москве и еще один в Сочи. Ясно, что в России дела могли бы идти куда лучше, если бы не таможенные барьеры, превращающие в фарс покупку любой иностранной машины, будь то "Рено" или "Мерседес". Интересно, какими качествами должен обладать руководитель столь крупного предприятия, как "Рено"? Луи Швейцер считает: в первую очередь, умением выслушать прежде, чем принять решение. Кроме того, умением довести смысл решения до каждого, чтобы скоординировать усилия на одном направлении, иными словами, способностью мобилизовать людей. Ну и, конечно, провидением. Ведь выбор автомобиля будущего требует такой же доли увлеченности, как и здравого смысла. При всей загруженности Луи Швейцеру удается находить время для семьи и друзей. Не забывает он и своих увлечений - это театр, современное искусство и... комиксы. Работа в "Рено" сделала его заядлым любителем автоспорта. Несколько раз в сезоне присутствует он на гонках формулы 1. Но большую их часть смотрит по телевизору. А на другой день ход соревнований и результаты заездов машин "Вильяме-Рено" обсуждают, пожалуй, все работники предприятия. Кстати, по мнению президента, увлечение автоспортом на заводах "Рено" - немаловажный сплачивающий и мобилизующий фактор. Сам за руль Луи Швейцер садится, в основном, во время тестов серийных "рено" или же тех, что только готовятся к производству. Тестирует и машины конкурентов. Ездит, можно сказать, скорее по служебной необходимости. В основном же разъезжает с шофером на обыкновенном "Шафране" - роскошный "Шафран-Баккара Битурбо" использует только для выезда за город. Начинал президент - генеральный директор свою автомобильную жизнь с "Ситроена-Дё шво", о чем нисколько не жалеет. Немного стесняясь произносить имя конкурента, оправдывается: мол, большинство молодых французов в 60-70-е годы начинали с этих простых, надежных машин. А сейчас для себя выбрал бы "Лагуну". Даже если бы не был президентом фирмы "Рено"! В. СОЛОВЬЕВЗА РУЛЕМ 2/95 5л7вопрос о преимуществах и недостатках статуса частного предприятия предпочитает говорить о преимуществах. Во-первых, мы сможем свободно финансировать наше развитие, прибегая к помощи частных акционеров, а во-вторых, выиграем в скорости реагирования и принятия решений. Наконец, мы получим больше свободы для того, чтобы заключать соглашения с партнерами, которые сейчас не спешат сотрудничать с предприятием, главный акционер которого государство. Несмотря на статус французской государственной компании, в делах "Рено" до последнего времени активное участие принимала шведская фирма "Волво". Ей принадлежало 20% капитала. После первого этапа приватизации осенью прошлого года доля "Волво" сократилась до 11,4%; сократилась и доля государственных акций - с 80 до 53%. Появились акционеры из числа рабочих и служащих компании. Шведская фирма взяла также на себя обязательства не продавать акции "Рено" ли концепт-каров на выставках ив салонах, "Рено" доказывает потенциальным клиентам свою изобретательность, а участвуя в формуле 1 (напомним, двигателями "Рено" оснащены машины "Вильяме", наиболее успешной команды последних лет) технические возможности предприятия. В разговоре с президентом - генеральным директором "Рено" невозможно удержаться от вопроса о планах компании на российском рынке. Ведь взаимоотношения с Россией имели не только давнюю, начиная с начала века, традицию, но и богатое содержание. Это и товарищество "Русский Рено", созданное в 1916 году в СанктПетербурге и Рыбинске, и техническое содействие АЗЛК, КамАЗу, другим заводам. Луи Швейцер готов привести длинный список соглашений о поставках оборудования и техническом сотрудничестве между "Рено" и российскими фирмами. За период с 1966 по 1983 годы сумма контрактов превысила 8 миллиардов франков по нынешнему курсу. Но сегодня, при всей нашей доброй воле, трудно планировать крупномас