рация свинца снижена по сравнению с оЬычными неэтилированными бензинами. Доля серы по сравнению с допустимой по ГОСТу снижена еще в три раза. Понятно, что такие бензины лучше и для мотора, и для природы. Подобным образом поступили и на Нижегородском НПЗ. В бензинах марки "НОРСИ" снижено содержание серы; для уменьшения токсичности выбросов ограничена объемная доля бензола. Ценное нововведение - использование в бензинах моющей присадки типа "Афен", помогающей сохранить неизменными регулировки топливной аппаратуры в эксплуатации. Конечно, сделать бензины совершенно экологически чистыми нельзя. Но отказ от тетраэтилсвинца - уже большое дело, поэтому к месту вспомнить полузабытое: хочется, чтобы это начинание получило поддержку. А для этого нужно немного: ускорить разработку ГОСТа по экологическим показателям бензинов. Ждем действий Минприроды и Госстандарта.ся поверхности маховика, его шлицевая ступица смещалась на конечный участок шлицев первичного вала с неполным профилем (что было предусмотрено технологией изготовления). Для устранения этого дефекта пришлось увеличить длину шлицев первичного вала коробки на 6 мм в сторону маховика. Чтобы избежать ощутимых вибраций при работе сцепления, необходимо обеспечивать торцевое биение маховика двигателя не более 0,08 мм относительно торца его картера и 0,25 мм относительно поверхности отверстия, в котором располагается второй подшипник первичного вала коробки передач. Чем бывает вызвано буксование и неполное выключение сцепления? Неполное включение (пробуксовка) сцепления - следствие неправильной регулировки привода, чрезмерного износа трущихся поверхностей, пригорания или замасливания фрикционных накладок и поверхностей как маховика, так и нажимного диска. В сцеплении старой конструкции - без диафрагменной пружины - пробуксовку вызывает, кроме всего, еще и усадка (снижение упругости) отдельных нажимных пружин, расположенных по окружности (как у "Волги"). Существенный фактор для долговечности сцепления - его рабочая температура. В нормальных условиях нагрев кожуха сцепления обычно не превышает 60°С, а максимальные температуры поверхностей фрикционных накладок и маховика не должны превышать 200°С. Неполное выключение (когда сцепление "ведет") - результат неправильной регулировки привода, заедания ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач, коробления ведомого диска, ослабления заклепок или разрушения фрикционных накладок, перекоса и коробления нажимного диска. В рычажном сцеплении (с несколькими нажимными пружинами) неполное выключение может происходить и по причине неодновременного нажатия подшипником на рычажки или их заедания в опорах. Я самостоятельно отремонтировал двигатель ВАЗ-21011. После этого он работал как новый, но затем поршневой палец вылез из шатуна и повредил цилиндр. Почему? Такие случаи, к сожалению, известны. В двигателях ВАЗ поршневой палец устанавливают в головку шатуна с натягом (0,01 - 0,042 мм). Правильность монтажа проверяют с помощью специального приспособления и динамометрического ключа: поршневой палец не должен смещаться относительно шатуна при действии осевой силы до 400 кгс. Если это все-таки происходит, шатун бракуют, заменяя другим. Проскальзывание пальца в головке шатуна чаще всего возможно по двум причинам. Либо головка заведомо "прослаблена", то есть диаметр ее отверстия больше положенного по вине изготовителя, либо отверстие увеличилось по каким-то иным причинам - уже во время эксплуатации машины. При самостоятельном ремонте двигателя не каждый автолюбитель выполняет требуемые операции достаточно грамотно. В частности, непосредственно перед сборкой узла "поршень-палец-шатун" последний следует нагреть строго до 240°С, сборка же должна быть проведена очень быстро, квалифицированно, с применением необходимых приспособлений, чтобы за время операции шатун не успел сильно остыть. При указанной температуре головка шатуна расширяется до величины, обеспечивающей сборку узла без применения силовых приемов. Вместе с тем эта температура не оказывает отрицательного влияния на механические характеристики металла, из которого сделан шатун. Какие ошибки случаются при сборке? При установке пальца без специальной оправки, "на глазок", палец смещают в осевом направлении относительно шатуна, как показано на рисунке. Подобные промахи недопустимы - и вот почему. Даже поняв свою ошибку и пытаясь ее исправить, механик вынужден сдвигать палец, все сильней зажимаемый остывающей головкой, используя грубую силу. Один это делает с помощью пресса, другой - молотка. Металл в отверстии шатуна осаживается, и посадка пальца будет орлаблена. После такой процедуры проверка соединения на прочность совершенно необходима, но в домашних или гаражных условиях трудновыполнима, вот и ездят по дорогам "жигули", рискуя поломками. Не менее безграмотно собирать узел в холодном состоянии (некоторые делают и так!). Когда шатун перед сборкой нагрет недостаточно, например до 120-150°С, осадка металла в отверстии головки происходит, как было сказано выше. Наконец, отметим, что и оставлять палец в положении, показанном на рисунке, равно как начинать эксплуатацию двигателя, нельзя. Асимметрия этого узла при работе двигателя вызывает вибрацию головки с пальцем, характер которой показан стрелками. Возможны случаи, когда - в сочетании с уже ослабленной посадкой пальца! это приведет к окончательному разбалтыванию соединения. Палец начинает выдвигаться из шатуна (на рисунке - влево), пока не войдет в соприкосновение с цилиндром. Последствия вам известны.Неправильная установка пальца в шатуне (смещен влево): 1 - поршень; 2 - палец; 3 - шатун.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа моем ВАЗ-2105 при троганье с места появляются какие-то вибрации. Чем они могут быть вызваны? Если это происходит при включении сцепления, то такой дефект, скорее всего, вызван большим торцевым биением ведомого диска сцепления относительно оси вращения. Может, при сборке нарушена соосность коленчатого и первичного валов коробки передач или недопустимо увеличились зазоры в шлицевом соединении ступицы ведомого диска с первичным валом. В свое время на первых образНесоосность валов (коленчатого и первичного в коробке передач), приводящая к чрезмерному торцевому биению ведомого диска. цах "жигулей" тоже возникали вибрации при троганье с не полностью включенным сцеплением. Причиной было плохое центрирование ведомого диска относительно шлицев первичного вала коробки из-за их недостаточной длины. Как только при включении сцепления ведомый диск касал50 ЗА РУЛЕМ 2/95