18
19
Й аД | ,. . . , . . ,• " . •' • ' •А¥ШзКИЙ РА*.:..••.> ~>*'\- -V # I' ' •" \. " • 'Дорожный репортаж.«V_^~ai^ ТРЕВОЖНЫЕ КИЛОМЕТРЫ Работники украинской дорожной милиции (ЗР, 1994, № 7) предостерегают воли елей: не ночуйте на обочинах ив неаняемых местах отдыха! Чем ближе к границе, тем настоятельнее их совет. В Киевской и Житомирской областях пока сравнительно спокойно. Но расслабляться нельзя и здесь, особенно дальнобойщикам. По ночам нередко "бомбят фуры - крадут из автопоездов товар. Начиная с Ровенской области, ассортимент злоумышленников расширяется: ночной визит беспечному водителю могут наьерти и воры, и рэкетиры, и грабители, и бойники. Им уже не хватает "рабочей ж:»;;", и они все смелее орудуют сверхурочно - средь бела дня. Особенно заметна эта тенденция на Львовщине ив Закарпатье. "Шалят", как говаривали в старину, не только на трассе Киев-Чоп, но и на jjc::;e Львов-Городок-Мостиска, ведущем в сторону польской границы к автомобильному переходу Шегини. Плата "за проезд", которую могут потребовать рэкетиры, зависит от их наглости, марки и состояния вашего автомобиля и колеблется в широких пределах - от 10-',5 до 300 долларов. Объектами агрессивного вымогательства чаще всего становятся водители иномарок, перегоняемых транзитом из-за рубежа. Тем, кто гонит автомобили из-за границы, дорожная милиция советует: груптесь в колонну по три-четыре машины. Во время движения наблюдайте, нет ж за колонной "хвоста", не отсекли ли заднего. Заметив что-то недоброе, сообщите об этом на первом же посту. Порой бандиты выдают себя за милиционеров. Я настойчиво допытывался у компетентных дорожных лиц: как должен вести себя водитель, которого ночью в 18 ЗА РУЛЕМ 2/95С такой малой средней скоростью я путешествовал впервые. На пути от Киева до Львова и далее до польской границы беседовал с сотрудниками дорожной милиции на каждом посту, старался не пропускать АЗС, расспрашивал дальнобойщиков и водителей, перегоняющих из-за рубежа свежекупленный "сэконд-хэнд". Это была, по сути, журналистская разведка для читателей, которые хотели бы избежать на нынешних дорогах неведомых ранее опасностей и потерь.I": ТПриближается столица Волыни. Рэкетиры остались позади. В этих "Жигулях" обнаружили самую малость: краденые колеса, нож, поддельные документы.АНДИРОВпо дорогам пяти областейглухом месте останавливает человек в милицейской форме? Мне отвечали: - Если есть веские основания для сомнений, можно не останавливаться. Мы это поймем и наказывать не будем. Но при одном непременном условии: водитель должен обязательно сообщить об этом на ближайшем посту или в населенном пункте. - А что считать вескими основаниями? - Отсутствие жезла, нагрудного знака, патрульного автомобиля... Ответ не удовлетворил. Раздобыть жезл и нагрудный знак для преступника не проблема, тем более что в темноте сойдет и муляж. Словом, ночью лучше не ездить. Старайтесь засветло дотянуть до гостиницы или солидного кемпинга. Не удалось - ночуйте в машине возле поста милиции (в большинстве случаев вам не откажут). Или хотя бы в селе рядом с хатой (хорошо, если там есть собака). В общем, самый скверный из всех возможных вариантов - заночевать на обочине или у дороги вне населенного пункта. Недавно Дубненский отдел дорожной милиции на Ровенщине ликвидировал две банды. Одна из них в последнюю ночь перед задержанием ограбила восемь машин. Наверняка успели бы больше, не возьми их группа захвата. Автоматчики из дорожной милиции и спецназа поразились: это были сопливые юнцы не старше 20 лет,.. Вторая группа, с Волыни, занималась откровенным разбоем. Имели автоматы и были готовы на все. Негодяев было семеро: четверо - кавказцы, двое - украинцы, один - русский. Пока правоохранительные органы стран СНГ никак не могут договориться об эффективном взаимодействии, преступники соединяются поверх границ и национальных барьеров... Учитывая, что я еду один, киевские друзья советовали захватить газовый пистолет. Я не взял и, видимо, правильно сделал. По словам работников дорожного угрозыска, многие злоумышленники готовы при попытке сопротивления пустить в ход оружие. Та же банда с Волыни сделала бы это без малейших колебаний. Патрульная машина на трассе - редкость. Голодный бензиновый паек привя- зал милицию к стационарным постам, отстоящим друг от друга вдоль дорог Iи II категории на 30-60 км. Не лучше ис транспортом - в основном полудохлые "жигули". На постах снаружи висят доски наподобие классных - только маленькие, словно из школы лилипутов. На них мелом нацарапаны марки и номера машин, угнанных за последние сутки. "2105"... "Волво"... "Форд"... "Порше"... "2106", - прочел яв Киевской области на посту Калиновка. И спросил капитана милиции: - Допустим, сейчас пройдет этот "Порше" - на чем вы будете его преследовать? - Если не остановится, на чем же я буду его догонять? - развел он руками. Передам на следующий пост, чтобы перекрыли дорогу, поставили заслон. Но угонщик может свернуть и объехать их... В этих условиях дорожная милиция, по сути, держит оборону. Но все же для водителей это какая-то защита и надежда, в чем я убедился на пути из Львова в Луцк. За Каменка-Бугской в воскресный полдень я пил в своем ЗАЗ-1105 чай из термоса, как вдруг в десяти метрах, через дорогу, остановился встречный БМВ, набитый хлопцами характерного вида и телосложения. Один из них решительно направился ко мне. Ждать я не стал: вывернулся задним ходом и, что называется, прохватил в сторону Волыни. Знал, что в несколькихБрест? - спросил я начальника Рава-Русской таможни Зиновия Бурычко. - Там едут, в основном, в северные регионы Польши. Путь на юг короче здесь. Кроме того, у нас меньше очереди. Не знаю, как было поздней осенью в Бресте, а в Рава-Русской в те дни на легковом автомобиле границу можно было пересечь за 15 минут. Поток легковых машин, перегоняемых в СНГ, уже не тот, что был раньше, до вывода Западной группы войск. Но все равно гонят много. Через Рава-Русскую идет "сэкондхэнд" из Германии, Голландии, Бельгии, реже - из Франции. Самая распространенная марка - "Жигули", возвращающиеся на историческую родину. Граждане Украины при ввозе платят сравнительно небольшой таможенный сбор: 10 центов с "кубика", если машине до одного года, 15 центов, если ей от года до трех, 30 - если от трех до шести, 50 - когда она старше шести лет. Правительством недавно введено ограничение: автомобили более чем десятилетнего возраста ввозить для эксплуатации на Украине запрещено. Транзитом в Россию и другие страны СНГ - пожалуйста. На Украине же престарелую инокрасавицу просто не зарегистрируют в ГАИ. Единственный легальный вариант - разобрать ее на запчасти.этим переходом. Отмечали, что дороги, ведущие отсюда на Львов и на Ковель, сравнительно безопасны в криминальном смысле. Это подтвердили ив дорожной милиции. Но добавили, чтобы не сглазить: "Пока что". А КАК С БЕНЗИНОМ? С заправкой вдоль всего маршрута особых проблем не было. Но чтобы избежать потерь времени, полезно знать некоторые тонкости. Еще недавно вдоль украинских автодорог густо стояли парни с канистрами. В условиях непредсказуемой работы АЗС они часто выручали проезжих. Сейчас на обочинах этих парней не видно - разогнала милиция. Но не отчаивайтесь. Подъезжайте к АЗС, где последний литр "93-го" продан месяц назад, и постойте немного. Вас почти наверняка окликнут. Исподтишка, но бойко торгуют разнообразным горючим и на крупных площадках для отдыха водителей (например, во Львовской области на 449-м километре трассы Киев-Чоп) и просто возле дороги. Что касается легальных заправок, то "76-й", как правило, там есть. И чем даль-«Эь!ЗДЗД№&чШШШНПШШШШШШШШШВЯШЮВШШМА В НЕИЗВЕСТНОСТЬкилометрах, на границе области, должен быть милицейский пост. Для этой узкой и неровной дороги мои 130 км/ч были достаточно безумной скоростью. Несколько минут в зеркале вибрировало белое пятно, потом исчезло. А на дорогу выбежал инспектор с жезлом: - Ваши документы! Здесь скорость сорок, а вы сколько ехали? - Сто тридцать, - признался я, радостно улыбаясь. Ни один инспектор не был мне еще так приятен, как этот младший лейтенант Владимир Парубочий из Радехова... Он и другие профессионалы, которым я рассказал эту историю, сказали, что мои действия были правильными. Одинокая машина, едущая со стороны границы, одинокий водитель, не местные номера - все это сулит легкую добычу. ДЕЛА ТАМОЖЕННЫЕ Направляясь в Польшу и далее в Европу, а также на обратном пути многие россияне пользуются автомобильными переходами на украинско-польской границе. Их три: Ягодин в Волынской области (в 17 км от Любомля), Рава-Русская и Шегини на Львовщине. - Не удобнее ли россиянам черезВ связи с этим "возрастным цензом" украинские таможенники обзавелись таблицей, позволяющей установить истинный год выпуска ввозимого транспортного средства. Год, указанный в документах на машину, их не интересует - очень часто он фальсифицирован. Смотрят на букву, стоящую на 10-й (у "фордов" - на 11-й) позиции номера кузова. Буква "А" соответствует 1980 году, "В" - 1981-му и так далее по латинскому алфавиту, из которого изъяты три литеры: "I", "О", "U". Таким образом, мы живем в году "S". Кто желает, может проверить. Этой системы кодирования не придерживаются автопроизводители Японии, Франции, Италии. В Рава-Русской я разговорился с водителями, которые регулярно пользуютсяше к западу, тем он дешевле. В Киеве осенью один литр А-76 стоил в пересчете по коммерческому курсу 25 центов, на Львовщине и на Волыни - 20. Высокооктановый бензин встречался гораздо реже. Во Львове в те дни АЗС торговали каким-то неведомым А-88 по 25 центов. "Ну, как он?" - спросил я местного водителя, с кислой миной заливавшего "88-й" в бак "Жигулей". "Сырэць, - ответил он в сердцах. - Паскудный бэнзын. Нэ згоряе, аж труба чорна. Нормальна дэржава такого бэнзыну б нэ дала"... Л. САПОЖНИКОВ Киев-Житомир-Дубно-ЛьвовРава-Русская-Луцк-Киев Фото автораЗА РУЛЕМ 2/9519