ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬВидел на американской машине надпись "Суперчарджер". Что она означает? Надпись, скорее всего, говорит о том, что двигатель этого автомобиля оборудован так называемым объемным нагнетателем. В отличие от газотурбинного наддува, где воздух в двигатель подает турбина, вращаемая отработавшими газами, объемный нагнетатель приводится от коленчатого вала посредством ременной передачи. Принцип действия таких нагнетателей известен еще с 20-х годов - ими оборудовали двигатели скоростных машин. Правда, в то время подобные нагнетатели чаще называли компрессорами. Подобную надпись можно увидеть, например, на автомобилях "Олдсмобил-98" 1992-1993 годов, двигатели которых оснащены объемными нагнетателями. Их мощность была увеличена со 172 до 208 л.с, а крутящий момент возрос примерно на 20%.ле этого в центральный микропроцессор двигателя подается управляющий сигнал, который снижает подачу топлива и изменяет параметры искрробразования настолько, чтобы буксование прекратилось. Время срабатывания системы - доли секунды. Подобные системы применяют многие фирмы (СААБ, "Волво", БМВ, "Мерседес-Бенц" и другие), однако часто'они скрываются под различными фирменными названиями и аббревиатурами: ASR, ASC и др. Но все они выполняют одну и ту же задачу - воспрепятствовать буксованию ведущих колес.Сорвал резьбу в отверстии для свечи, правда, не полностью. Однако даже при хорошей затяжке из-под нее заметен прорыв газов. Как лучше поступить? Начните с более простых мер. Если оставшейся резьбы достаточно для нормальной затяжки свечи, иногда в подобной ситуации выручает замена штатного уплотнительного кольца между корпусом свечи и головкой цилиндров самодельным, более мягким. Его, например, делают из так называемого "пищевого" алюминия или мягкой, хорошо отожженной меди. В качестве одноразового уплотнения годится даже кольцо из свинца. Если резьба полностью сорвана, лучше всего, конечно, заменить головку цилиндров, но это дорогостоящая деталь. Поэтому автолюбители, как правило, поступают иначе. Отверстие для свечи рас: сверливают до диаметра 17,5 мм и нареза1Недавно узнал, что на легковых автомобилях стали применять 6-ступенчатые коробки передач. Разве мало пяти? Появление 6-ступенчатых механических коробок передач на некоторых мощных моделях вполне закономерно. Развитие техники привело к тому, что максимальная скорость многих серийных автомобилей значительно превысила-200 км/ч. Не обсуждая, кто и где может двигаться с такой скоростью, заметим, что 6-ступенчатыми коробками оснащают как раз особо мощные и скоростные модели. Основная цель этого - повысить степень использования мощности двигателя; ведь высокофорсированные моторы обладают посредственными тяговыми качествами на малых оборотах (до 3000-3500 об/мин). Кроме того, желательно иметь "экономичную" высшую передачу для равномерного движения по автомагистрали. На схеме показан диапазон скоростных возможностей автомобиля БМВ-7401 с б^ступенчатой коробкой передач, достигающего максимальной скорости 250 км/ч. Максимальный крутящий момент двигатель развивает при 4500 об/мин, а его рабочий диапазон - от 1000 до 6500 об/мин. Пять "основных" передач используются для разгона и интенсивного движения, а шестая - для экономичной езды. Применение четырех "основных" передач привело бы к тому, что при переходе на более высокую передачу двигатель начинал "раскрутку" с более низких оборотов - а это пошло бы в ущерб динамическим качествам автомобиля.х оXсмДля чего автомобили оборудуют противобуксовочной системой? Прежде всего - для повышения безопасности на мокрых, грязных и заснеженных дорогах. Дело в том, что у многих современных автомобилей с мощными двигателями ведущие колеса при движении (разгоне) на первой, второй и даже третьей передаче склонны к пробуксовке. Например, на мокром асфальтобетонном покрытии такое наблюдается довольно часто, а в зимнее время - тем более. Это небезопасно, особенно когда ведущие колеса - задние. Для устранения пробуксовки применяют электронные следящие системы, назначение которых - согласовать тяговое усилие на колесах с реальными (в данный момент) коэффициентами сцепления ведущих колес с дорогой. Обычно подобные системы работают совместно с антиблокировочной тормозной системой (АБС) и связаны с центральным микропроцессором, управляющим работой двигателя. Например, на переднеприводные автомобили "Мазда-Кседос-9" с двигателями мощностью 167 л. с. систему контроля тягового усилия ТКС (TCS - Traction Control System) устанавливают серийно. Она состоит из микропроцессора и датчиков, фиксирующих положение педали газа, обороты двигателя и включенную передачу. При пробуксовке одного из ведущих колес срабатывает датчик скольжения колеса АБС. Однако сигнал идет не на снижение давления в тормозном приводе колеса (педаль тормоза не нажата), а сопоставляется в микропроцессоре ТКС с параметрами работы двигателя, положением педали газа и информацией о включенной передаче. Пос56 ЗА РЛМ 29 УЕ /5•*—19^i\Резьбовая втулка (ввертыш) для свечи с длиной резьбы 19 мм,ют новую резьбу - М20х1,5 - для установки здесь резьбовой втулки (ввертыша). Эту работу удобно выполнять, если головка с двигателя снята. Но некоторые делают ее и непосредственно на двигателе. Одни через отверстие для свечи вводят в камеру сгорания пропитанную солидолом тряпочку (впоследствии ее и налипшую стружку удаляют крючком). Другие решают эту задачу с помощью пылесоса: для него делают специальный узкий насадок, который можно ввести в камеру. Наконец, если в камере остается немного мелких алюминиевых опилок, уже при первом пуске двигателя поток газов легко выбрасывает их в выпускную трубу без каких-либо серьезных последствий. Резьбовую втулку лучше изготовить из алюминиевого сплава (дюраль и т. п.), чтобы коэффициенты теплового расширения втулки и головки цилиндров были близкими. Втулку ввертывают в резьбовое отверстие головки, предварительно смазав резьбу клеем (для более надежной фиксации). Если при увеличении диаметра резьбового отверстия окажется вскрыта водяная рубашка (в принципе это возможно), применение клея (причем водостойкого!) обязательно. В остальных случаях вполне применим любой клей, не теряющий прочности при температурах 100-120°С, например БФ-2. Окончательное высыхание или полимеризация клея происходят после пуска, прогрева двигателя и поездки.100020005000 &г*л п, об/мин