24
25
ЕАШЯЮТНовый двигатель Уфимского завода автомобильных моторов (УЗАМ) объемом 1700 "кубиков" ныне занимает первое место в хит-параде отечественных автомобильных новинок. Им интересуются более чем 2,5 миллиона россиян (не говоря уже о тех, кто за пределами России, а их еще столько же) ало кто знает? что УЗАМ только часть очень крупного предприятия, Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО), которое специализируется на реактивных двигателях для военной авиации. Сегодня УМПО (уже акционерное общество) лидер в стране по уровню конструкций, технологии, объемам производства специзделий, как по-прежнему называют их в Уфе. Есть там еще отдельное производство новых снегоходов "Рысь"и недорогих мотоблоков "Урал". А вот двигатели для ижевских и московских автомобилей, основных потребителей УЗАМа (небольшая часть идет для катеров и мотокаров), явно "не тянули" даже на внутреннем рынке. Да и нужно ли это было уфимцам, если сбыт отлажен, а конструированием двигателей (и для ИЖа тоже) занимались на АЗЛК. Знай, клепай моторы. В "лучшие" времена УЗАМ выпускал их до 425 тысяч в год, но... Два года назад, когда пришел на УЗАМ новый директор, дела на заводе были хуже некуда. В январе и феврале прошлого года не произвели ни одного мотора. Не стало денег ни на сырье, ни на детали для следующей партии двигателей. Требовалось быстро освоить такое изделие, за которое можно было бы уцепиться и удержаться на плаву, вместе с АЗЛК и "Ижмашем". Это понимал новый руководитель УЗАМа А. Китов. Имея за плечами богатый опыт работы в УМПО, где есть все составляющие успеха: квалифицированные кадры, высокий уровень технологии, наконец, дисциплина и порядок, - он начал активно искать пути выхода из кризиса. На заводе создал службу главного конструктора (чего никогда не было на УЗАМе все на АЗЛК), куда пригласил людей толковых, инициативных. Совместно со специалистами АЗЛК разработали программу модернизации существующего двигателя (см. табл.), а в перспективе сориентировались на выпуск мотора новой конструкции. Здесь есть модификации объемом 1800, 2000 см3, с цен24 ЗРЛМ 29 АУЕ /5 Двенадцати к лапанная головка цилиндров: один выпускной и два впускных клапана. Ее можно будет использовать на всех модификациях двигателей УЗАМ. ЗР, 1994, № 10) значительно лучше, чем у базового. Как он поведет себя в эксплуатации на редакционном автомобиле - посмотрим и расскажем позже. А пока обратим внимание на то, что не было отмечено в названной публикации. Качество изготовления новых моторов улучшилось: в полтора раза сократилось количество выявляемых дефектов. Теперь большую часть операций контроля за тем или иным изделием выполняют специальные автоматы - их не проведешь. Качеству на заводе уделяют особое внимание каждая операция на учете. Рабочие на сборочном конвейере, как ив былые времена, трудятся в белых халатах: чистота - залог здоровья мотора. Конечно, освоение новых двигателей дело не простое. Ведь даже для мотора -3317, напомним, пришлось освоить не только производство иного коленчатого вала, но и новые по конструкции поршни, кольца, гильзы, блок цилиндров, клапаны, головку цилиндров, кстати, с усовершенствованным впускным каналом. Новые двигатели ныне открывают более широкие возможности для завода: уфимцы уже подумывают об экспорте своих моторов и на комплектных автомобилях, и отдельно. Опыт уже есть: несколько лет назад в Китай поставили партию двигателей, приспособленных для "жигулей". Нареканий из-за Великой стены не поступило. Модифицированные моторы (-3317, -3318), полагаем, можно будет поставлять туда, где есть еще "москвичи" - к примеру, в Болгарию. Двигатель -3318 (1816 см3) в привычной комплектации (карбюратор и контактная система зажигания) мощнее -3317 на 4 л. с, крутящий момент выше на 1 кгс-м. Отличия по максимальным значениям небольшие, но намного выгоднее стала внешняя скоростная характеристика, на автомобиле с таким агрегатом можно трогаться, не касаясь педали газа - на холостых оборотах. Еще один мотор с рабочим объемом 1584 см 3 (-0102) прошел полный цикл испытаний на ижевских автомобилях и хоро-Комплект приборов распределенного впрыска для двигателей УЗАМ.тральным и распределенным впрыском и т.д. Задача сложная, но она, вероятно, будет заводчанам по силам: многое уже сегодня есть в опытных образцах. Вообще-то утверждать, что на УЗАМе за все время производства полуторалитрового мотора (его выпускали без малого 30 лет, практически ничего не меняя) не появилось никаких разработок, неверно. Были специалисты, которые увеличивали объем обычных моторов до 1600 и 1700 см3, оснащали их механическим впрыском, распредвалами с другой формой кулачка. Конечно, все это полуподпольно, мелкосерийно - на заказ, для "своих" людей. И каждый такой мотор - ручной сборки. Иное дело жесткое массовое производство, где даже малое изменение дается с великим трудом. Главной сложностью для УЗАМа при подготовке производства мотора "1700" (-3317) было освоить коленчатый вал с увеличенным радиусом кривошипа. Ведь для этого требуется переделка обрабатывающих коленвал станков, размеры которых впечатляют: под стать садовым домикам. Нынешний директор, в прошлом руководитель и инструментального производства, вместе с технологами решил эту задачу за короткий срок - всего два месяца. На конвейер стал поступать новый коленвал. Одновременно с освоением других деталей и сборки двигателей вели испытания иных модифицированных моторов. Ниже мы расскажем о них подробнее. Сегодня двигатель УЗАМ-3317 объемом 1700 см3 вовсю идет на АЗЛК, и планируют на "Ижмаш". Его характеристики (см. •.;•.•."•:'.-ШШШШШШШЁШГШШШШШШШВШШШШШЙШШШ' .^1ИДУшо себя зарекомендовал. Конечно, это не "1800", но, главное, гораздо лучше, чем "1500". В этом году модифицированные моторы будут пробовать с системами центрального и распределенного впрыска с электронным управлением. В проекте планируется участие известных предприятий: ДААЗ, "Пекар" (бывший "Ленкарз"), "НИИавтоэлектроника" и т.д. Кстати, уфимские автоспортсмены давно отработали схему применения механического впрыска (харьковского завода ФЭД) для двигателей 1500 и 1600 см3, с оригинальной системой управления. Максимальная мощность спортивного двигателя с этим впрыском 125 л. с. при 5800 об/мин, крутящий момент - 16 кгс-м при 5500 об/мин. Преимущества впрыска перед карбюратором определили необходимость внедрения его на УЗАМе. Положительные стороны этой системы даже не столько в повышении мощностных показателей, сколько в улучшении эксплуатационных, очень важных для нас, простых потребитеКШМЧМА®лей: уверенный пуск в сильный мороз, равномерная, без провалов, работа мотора, смещение крутящего момента в зону более низких оборотов и, конечно, уменьшение путевого расхода топлива. Вскоре, похоже, вступят в "игру" и уфимские авиационщики. Они обещали УЗАМу изготовить небольшой турбокомпрессор для полуторалитрового мотора. В былые времена такое обилие идей и разработок потребовало бы несколько пятилеток для освоения и внедрения. Но не сейчас. В кабинете главного конструктора нам показали образцы двенадцатиклапанной головки с новым распределительным валом. Установив эти узлы на серийный мотор, можно изменить внешнюю скоростную характеристику в лучшую сторону и значительно увеличить наибольшие значения мощности и момента. Два впускных клапана на цилиндр, измененные фазы, конечно, повысят эффективность уфимского мотора. У базового двигателя, как мы поняли, велики и, увы, до сих пор не были востребованы резервы модернизации. А ведь он, за исключением некоторых узлов, современен. Известно, что схема крепления головки и гильз длинными, стягивающими весь- мотор шпильками (так спроектирован двигатель УЗАМ) лучше, чем просто болтами, ввернутыми только в верхнюю часть блока, например, как на "жигулях". Такая схема придает большую жесткость-всему двигателю: в меньшей степени деформируются цилиндры, выше допускаемые максимальные обороты, больше ресурс. Оказывается, объем 412-го мотора можно довести до 2,2 литра и "снять" с него ни много ни мало 130 л.с. Конструкторы отвели нас на испытательную станцию (где "гоняют" опытные и серийные моторы) и показали образец двухлитрового (-3320), который размеренно урчал на стенде, отрабатывая свои моточасы. Конечно, всем хороши новинки, но все они воплощены только в новых моторах. А могут ли владельцы "москвичей" и ИЖей, не меняя двигателя, увеличить его объем или улучшить его характеристики? Оказывается, это вполне реально. О возможных вариантах планируем более подробно рассказать в одном из следующих номеров журнала. Кстати, цена нового мотора 3317 в Уфе около 850 долларов США. Воистину - все зависит от людей. Есть желание - появляются идеи, которые быстро воплощают в образец, а его - в товарный вариант. Потребитель реагирует чутко, хорошее берет охотно. Это относится к новым изделиям УЗАМа. Хороший мотор наполовину, если не больше, определяет сбыт автомобилей. Пора двигаться вперед, пока таможенный забор в виде пошлин на иностранные автомобили так высок, что конкурентам не перепрыгнуть; да и мы, автолюбители, все еще терпим, приобретая устаревшую продукцию отечественных, а не иностранных автозаводов.- владельцев "москвичей" и ИЖей, в которых бьется "уфимское сердце". Оказывается, сегодня УЗАМ готов предложить рынку целое семейство на базе хорошо известного мотора "Москвич-412". О нем рассказывают побывавшие в Уфе В. СУББОТИН и А. ЧУЙКИН.План модернизации двигателей семейства УЗАММодификации двигателей и их краткая характеристика Рабочий объем,см 3 Ход поршня, мм Диаметр цилиндра, мм Мощность, л. с/кВт при об/мин Максимальный крутящий момент Н-м/кгс-м при об/мин 120/12,2 3200 130/13,3 3200 130/13,3 3200 144/14,7 3200 138/14,1 3200 152/15,5 3200 167/17,7 3500 149/15,2 3200 165/16,8 3200 180/18,3 3500 138/14 3200 ЗА РУЛЕМ 2/95•-0102 - с карбюратором и классической системой зажигания -3317 - с карбюратором и классической системой зажигания -3317 - с микропроцессорным зажиганием и центральным впрыском -3317 - с микропроцессорным зажиганием и распределенным впрыском -3318-с карбюратором и микропроцессорным зажиганием -3318 - с микропроцессорным зажиганием и распределенным впрыском -3318-с микропроцессорным зажиганием, распределенным впрыском и 12-клапанной головкой цилиндров -3320 - с карбюратором и микропроцессорным зажиганием -3320 - с микропроцессорным зажиганием и распределенным впрыском -3320 - с микропроцессорным зажиганием, распределенным впрыском и 12-клапанной головкой цилиндров -412 - с турбокомпрессором 1584 1702 1702 1702 1816 1816 1816 75 75 75 75 80 80 80 82 85 85 85 85 85 85 80/59 5500 85/63 5400 85/63 5400 93/69 5400 90/66 5500 98/72 5500 107/79 5500 100/74 5500 110/81 5500 121/89 5500 90/66 58001946 1946 194680 80 8088 88 881479708225