НЕ ТОЧИТЬ, А ШЛИФОВАТЬОдна из первых ремонтных работ при эксплуатации иномарок, особенно подержанных, - замена подшипников в ступицах колес. К сожалению, приобрести штатные подшипники (такие же, как на машине) не всегда удается, поэтому приходится использовать отечественные или иностранные того же типа, подгоняя их по наружному или внутреннему диаметру. О простейших способах такой подгонки и рассказал А. Хрулев (ЗР, 1994, № 3). Однако заместитель главного конструктора Самарской подшипниковой корпорации "Шар" В. АВДЕЕВ считает, что их можно рассматривать лишь как вынужденную временную меру, и предлагает владельцам таких машин более совершенную технологию, как единственную, обеспечивающую необходимую точность и надежность работы подшипника.ным (практически удается получить 0,005 мм). Затем шлифуем кольцо по внутреннему диаметру до нужного размера. Если после обработки на кольцах не остается фасок, острые кромки надо притупить каким-либо доступным способом твердосплавными резцами, абразивными кругами, в крайнем случае, шкуркой. Излишне, наверное, говорить, что после обработки подшипник надо тщательно промыть, погрузив в жидкость, а затем продуть воздухом. Хочется предупредить тех автолюбителей, которые захотят обработать внутреннее кольцо (и по дорожке качения), разобрав подшипник. В этом случае легко повредить ролики, дорожки качения и, главное, деформировать сепаратор. Вернуть его в прежнее состояние без специальной оснастки не удастся. Изменение же зазора между его перемычками и роликами может привести к заклиниванию подшипника (с непредсказуемыми последствиями на дороге), поскольку сепаратор базируется по роликам. (При изготовлении подшипников сепараторы перед сборкой растягивают, а после нее специальной оправкой опрессовывают по всем перемычкам, чтобы получить расчетные размеры.) После дополнительной обработки додр. Кстати, подшипники 6-7804 и 6-7807 полные аналоги продукции SKF: в первом случае подшипникам LM11946/LM11910 и во втором - 23690/23620, часто встречающимся на иномарках. Более того, твердость колец в зарубежных образцах в среднем на две единицы HRC ниже, чем в наших, что объясняется стремлением изготовителей уменьшить коробление колец после термообработки и увеличить таким путем выпуск.ЧТО сколькоСЛУЖИТЧеловека, впервые купившего автомобиль, непременно интересует вопрос: как долго он может прослужить, какова долговечность кузова, двигателя, агрегатов, когда нужно думать о покупке запчастей? Попытку ответить на эти вопросы делает Э. КОНОП. Сразу оговорюсь: речь пойдет о вполне конкретном автомобиле, купленном автором в сентябре 1982 года. Этот ВАЗ-2105 набегал без малого 450 тысяч километров, что наверняка удивит иных читателей. Чтобы "отчет" был честным, отмечу также: рядовая, серийная машина 90% пробега совершила по дорогам Москвы и ее окрестностей. Остальной набран в отпускных поездках - преимущественно по дорогам Украины, Крыма, Кавказа. За Полярным кругом, на Чукотке или в Каракумах машина не бывала. В то же время не скажешь, что автомобиль работал в тепличных условиях. Не зря ведь московские дороги, как, впрочем, и климат (включая моральный), славятся своим безобразием, а ездить приходилось ежедневно, независимо от погоды или времени года. Кроме того, автор не из числа любителей спокойной езды, так что скоростные и динамические качества "пятерки" не раз использовал в полном объеме... Итак - кузов. Каков срок службы главного узла, без которого нет автомобиля? Он и сейчас еще в боевом состоянии - под собственным весом не разваливается! Но сквозных дыр от коррозии предостаточно. Года четыре назад стараниями солдата-первогодка, водителя "Урала", несколько автомобилей, включая и мою "пятерку", были "собраны в кучу", после чего кузов пришлось ремонтировать. Тогда-то и обнаружилось, что растягивать или сваривать "гнилые" детали - дело очень хлопотное! Стало ясно: кузову скоро конец, никакими заплатами ему уже не поможешь. К этому моменту автомобиль проработал около восьми лет и прошел примерно 300 тысяч километров. Оба эти показателя достаточно важны!ЗА РУЛЕМ 2/95 53Рис. 1. Схема установки наружного кольца конического подшипника для шлифования наружной цилиндрической поверхности: 1 - оправка; 2 кольцо подшипника; 3 - гайка; 4 шайба.Рис. 2. Схема установки подшипника для обработки внутренней поверхности кольца: 1 - оправка; 2 - гайка; 3 подшипник.Получить желаемые результаты гораздо легче путем шлифования, а не точения, как предлагает А. Хрулев, поэтому потребуется круглощлифовальный станок. Для обработки наружной поверхности наружного кольца подшипника закрепляем в патроне станка оправку 1 (рис. 1) и шлифуем ее конический пояс, добиваясь плотного прилегания к нему конической поверхности кольца 2, что контролируем по краске. Эта операция обеспечит минимальное биение кольца - в пределах 0,002-0,005 мм как в осевом, так и радиальном направлениях. Затем кольца фиксируем гайкой 3 через шайбу 4и шлифуем до нужного размера. Обработку внутреннего кольца по посадочному диаметру ведем без разборки подшипника, используя оправку, показанную на рис. 2. Закрепив ее в патроне станка, обрабатываем поясок, в который должно плотно, без зазора войти наружное кольцо подшипника. Установив его в оправку, выставляем и фиксируем гайкой 2 внутреннее кольцо подшипника так, чтобы биение внутренней и торцевой его поверхностей было минимальрожки качения нарушается кинематика работы подшипника, что вызывает проскальзывание ролика относительно дорожки и интенсивный износ. Кроме того, трудно обеспечить требуемую точность угла конуса (± 15...45" в зависимости от типа подшипника). Превышение же допуска приводит к точечному контакту роликов и быстрому выходу подшипника из строя. Восстановление конических подшипников возможно на специальных ремонтно-подшипниковых заводах, но даже после этого подшипники разрешают применять только в неответственных узлах. В заключение - об оценке качества конических подшипников, выпускаемых ГПЗ-15, высказанной А. Хрулевым. Предположение, что завод поставляет в качестве запасных частей бракованные подшипники, ошибочно. Вывоз таких изделий *- криминальное действие, однако в наше время утверждать, что оно совершенно исключено, тоже нельзя. Вообще же, это предприятие изготовляет лучшие в отрасли конические подшипники. Например, 6-7804, 6-7805, 6-7807, 67705, 6-7707 соответствуют лучшим образцам ведущих западных фирм - FAG, SKF и