ло не только смазывает - оно к тому же удаляет продукты износа и охлаждает детали. Одна из возможных аварий - заклинят поршни из-за недостаточного охлаждения. Прежде чем рассказать о второй части эксперимента, еще несколько слов о "Дюра-лубе". Цена флакона - около тридцати долларов. Если верить рекламе, препарат не содержит вредных составляющих: свинца, молибдена и других. Создан на нефтяной основе. Принцип действия иной, нежели у известных присадок и модификаторов, поэтому предлагают называть его кондиционером металлов. Средство содержит положительно заряженные ионы, которые, внедряясь в поверхность металла, создают слой с уникальными физическими свойствами. Естественно, использовать препарат можно не только в двигателе - хоть дверные петли смазывай. В Америке продают три разновидности "Дюра-луба": описанную выше, для автоматических коробок передач и спрей - нажмешь на кнопку - брызнет струя (не путайте с аэрозольным баллоном, в котором есть еще газ под давлением). Назначение спрей-смазки - защищать от воды. Если полить средством из баллончика детали системы зажигания (главное - клеммы катушки и боковую клемму прерывателя), то они будут надолго защищены от влаги. Проделав эту операцию, мы завели мотор и поливали его водой из ведра. Двигатель продолжал работать, не было даже перебоев. ЖелаЮщие могут поэкспериментировать со своим мотором: в данном случае работоспособность препарата можно проверить без особого риска. Только не стоит поливать горячий мотор холодной водой перепад температур ему не на пользу. Пригодится спрей владельцам легковых автомобилей АЗЛК и Ижевского автозавода, которые больше других машин боятся глубоких луж. А еще можно смазывать зимой замки дверей, чтобы не замерзали. Словом, польза, и вполне ощутимая. Что ж, будем ждать от химиков новых препаратов и средств, реально, а не в рекламных проспектах облегчающих жизнь автомобилистам. Отдел испытанийПисьмо, что пришло от нашего читателя В. НИКОЛАЕВА, было криком души. Он, пенсионер, трудившийся на садовом участке, грезил о механическом помощнике. Как бы лошадь, но моторизованная. Гибрид трактора, легкого грузовика, универсального двигателя, который бы... Вадим Павлович рассуждал так. - Сейчас россиянам открылся путь к земле, собственной, где они могут стать строителями, пахарями, овощеводами. Времянки, дачи, фермы выросли на пустырях, бывших колхозных полях, но... Знаете ли, у нас 30-40% стоимости любой стройки - садового домИка, амбара, оранжереи, гаража - съедал, как правило, транспорт. Точнее, отсутствие личного транспорта, помноженное на бездорожье. О механизации любых работ на участке уже не говорю - тоже проблема, и немалая. И вот теперь, не побоюсь этого выражения, жизнь и работа человека на своей земле уперлись в отсутствие техники. Какой? Позарез нужен небольшой по размерам, достаточно грузоподъемный маневренный автомобиль. Обязательно вездеход (для российской грязи), который мог бы не только по ней ездить, но делать как можно больше: приводить в действие разные механизмы - не только строительные (лесопильную раму или небольшую бетономешалку), но и крупорушку, сепаратор, корнерезку, одним словом, добрый десяток агрегатов. Здесь без вала отбора мощности не обойтись. Сам взваливал бы на себя тяжелый груз и опускал на землю - значит с лебедкой. Какой груз? Да все, что нужно в хозяйстве: торф, песок, глину, известь, опилки, наконец, сено, навоз - словом, необходим самосвальный кузов. И съемный бак тонны на полторы воды тоже не помешал бы, да с насосом, чтоб напор давал метров на 30. Тогда и засуха не страшна. Николаев прослышал, что еще в застойные годы к нам в страну поступали из ГДР маленькие дизельные грузовики "Мультикар". Более 20 ты сяч этих симпатичных, непохожих на остальные, грузовичков (а всего их успели выпустить свыше ста тысяч) растворились в стране, словно капля в океане, вызвав разные толки. "Капризная машина, - утверждали молодые, - не для нас она". "Строгий автомобиль", - уверяли старики и, эксплуатируя его годами, убеждались, что он безотказен в умелых руках. "Мультикар" не работал у тех, кто изо всех инструментов уважал кувалду. Оказалось, этих машин еще осталось немало - почти новых, но "раскулаченных". Николаев в конце концов приобрел гору этих останков - машин и навесных агрегатов к ним. Приложил руки - и оказался владельцем универсального или, как принято сейчас говорить, многоцелевого автомобиля. - "Мультикар" стал той машиной, о которой я мечтал всегда. Он готов был делать все, что мне надо: и возить, и грузить, и строить, давать воду земле, энергию инструменту - и еще тысячи разных дел. В нем я обнаружил приятный сюрприз: прямо на коробке передач стоял небольшой, но мощный гидронасос. Он ' гнал масло под давлением в любой агрегат и через гидромотор крутил все подряд электрический генератор, пилу, водяной насос, двигалВверху: "Эрад-500" (Франция). Мощность - 21 л. с/15 кВт. Грузоподъемность - 1 т. Скорость - 2...27 км/ч. Для привода механизмов и орудий снабжен гидронасосом. "Мультикар-25" (50 Л; с/ 37 кВт) на 2 тонны груза. Его раньше поставляли из ГДР.^"Мультикар-26" (ФРГ) 1995 года. Мощность - 84 л. с/62 кВт. Грузоподъемность - 2 т. Для него делают 80 агрегатов и приставок. Все три грузовика - дизельные.32ЗА РУЛЕМ 2/95