ТЕХНИКАПерспективааких-нибудь пять-десять лет назад конденсаторы емкостью в одну-две .фарады показывали на выставках. Чуть позже они стали доступны автомобильным меломанам, пожелавшим иметь в машине сверхмощную Hi-Fi аудиосистему. И вот российская промышленность, обогнав на несколько лет как "запад", так и "восток", освоила мелкосерийный выпуск новых СУПЕРконденсаторов. Их емкость измеряется теперь десятками тысяч фарад.ККОПИЛКА ДЛЯСуперконденсаторы в автомобиле стали реальностью..Анатолий КАРПЕНКОВ. Александр БУДКИНПраеда, для обогрева салона в сильные морозы требуется включать бензиновую "печку", но это не в счет. Машина предназначена для перевозок любознательных по территории парков или заповедников с жесткими экологическими ограничениями по замкнутым маршрутам. Близятся к концу испытания на ВВЦ в Москве. Там же электробусу предстоит совершать первые коммерческие рейсы. Одной зарядки конденсаторов хватает примерно на 8 км. Затем 10-15-минутная зарядка - и снова в путь. Помимо автобусов, небольшой парк электромобилей на конденсаторах тягового типа может похвастать "Газелью", несколькими электрокарами и погрузчиками. Принципиальное отличие всей этой "электронакопительной" техники от аккумуляторной - больший срок службы элементов и возможность использовать машины "круглосуточно". Их зарядка занимает не несколько часов, а считанные минуты (правда, и разрядка тоже). ТРИ, ДВА, ОДИН... ПУСК. Нетрудно догадаться, что использование в автомобиле суперконденсаторов в качестве грубой,хоть и электрической силы - дело полезное, но не самое актуальное. Куда интереснее пользо-ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКОГО ОБМАНА. Конденсатор, как известно, специализируется на разделении зарядов: положительных на одном электроде ("пластине"), отрицательных - на другом. Не вдаваясь в подробности, напомним, что энергия, которую способен "впитать" конденсатор, зависит от площади электродов и расстояния между ними. Чем больше Ч Д,| площадь и меньше расстояние, тем лучше. Стало быть, увеличивая одно и уменьшая другое, успеха добьемся наверняка. Как это сделать? В новых суперконденсаторах для изготовления отрицательного электрода используется "пористый" углеродный материал, благодаря которому у плоской вроде бы пластины появляется "второе измерение". В результате площадь накопления зарядов возрастает на порядок (!). Теперь о расстоянии. Одно из названий новых изделий - конденсаторы с двойным электрическим слоем. В них энергия накапливается в особой области - на границе раздела твердого тела и электролита. Поэтому расстояние между областью расположения положительных и отрицательных заЭхо ЖеневыСемейство конденсаторов ЗАО "Эсма" (Троицк). Малый: емкость - 0,36 кФ, энергия - 25 кДж. масса - 3,9 кг; средний: 1,37 кФ, 100 кДж, 16 кг; большой: 3,8 кФ, 270 кДж, 33 кг. У всех напряжение - 1 2 В.рядов сокращается на два-три порядка (!). Да, пожалуй, пора этим изделиям занять место под капотом автомобиля. В качестве чего? Есть варианты. МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ. Использование конденсатора в качестве основного источника энергии для двигателя еще недавно даже не обсуждалось. Но оптимисты в очередной раз победили. Показанный на фото автобус (точнее - электробус) "Лужок" использует для движения энергию тяговых конденсаторов, изготовленных мелкосерийно в подмосковном Троицке на заводе "Эс-"ЯНЫЧАР-2000"Автомобиль, нацеленный на рыночную нишу "Мерседеса" А-класса, придумали в Турции. Михаил Г30ВСКИИДо сих пор здесь заниматомобиля. Причем рассчитанлись преимущественно сборкой ного не только на внутреннее импортных машин, прежде всепотребление, но и на экспорт! го, "Рено", а также ФИАТов - Верится с трудом? под маркой "Тофаш". Кое-что В истории компании "Джетмогут предложить сборочные па моторе" и впрямь много непредприятия "Хёндэ", "Тойоты", обычного, почти невероятного. "Форда", "Джи-Эм", хотя их доля Во главе фирмы стоит Фадил на внутреннем рынке незначиАкгундуз, в прошлом инженертельна. Но в недалеком будуэлектронщик - личность весьма щем может произойти важное неординарная и разносторонсобытие - Турция на пороге няя. В 1989 году 30-летний Акпроизводства собственного авгундуз основал автошколу, по50 5/2000 ЗР пулярность которой быстро росла. Многие выпускники, естественно, желали немедленно приобрести автомобиль. Поняв это, молодой предприниматель открыл дилерскую сеть и стал торговать автомобилями "Тофаш" и "Рено", а вскоре еще КИА и "Дайхатсу". Доходы позволили ему основать компанию "Джетпа констракшн", которая всего за десять лет вышла в лидеры строительной индустрииТурции. К 1997 году "Джетпа холдинг" объединил уже пятнадцать подразделений, его представительства разбросаны по всей Европе. Чем не экономическое чудо? Однако вернемся к автомобилям. В 1997 году Акгундуз решил сотрудничать с малайзийской фирмой "Протон", чьи машины вскоре с успехом вышли на рынок Турции. Это подтолкнуло стороны к решению совместно построить завод по производству "протонов", но... Неожиданно предприниматель берется за реализацию новой идеи: "Мы создадим свой собственный автомобиль", - говорит Акгундуз. Так появляется проект "Имца".