162
КЛУБАВТОЛЮБ iT37T?nПроверка слухаМАСЛЯНЫ И-ТУМАНАвтомобильные масла "Маннол" получили в России сертификат соответствия Росстандарта.Андрей СИДОРОВ Каждый производитель масла не упустит случая напомнить о том, что именно его продукция по сравнению с конкурентами или "обычными" маслами чудо как хороша. И если солидные фирмы, соблюдая приличия, не уточняют, что же такое "обычные" масла, то продавцы, особенно на постсоветской территории, готовы пуститься во все тяжкие, лишь бы отшить конкурента. Вот и слышны в прессе и Интернете голоса борцов за чистоту и качество масла в двигателях наших автомобилей, уличающие масло "Маннол" во всех смертных грехах. Сюжеты просты и бесхитростны. но от того не менее ужасны. Суть их одна: купил, залил - запорол двигатель. И горемыка, посыпав голову пеплом, делает вывод: масло "Маннол" - отрава всему, что движется. И гонят-то его из дегтя, и кипит оно, образуя зловонную пену, и застывает в камень уже к ноябрьским праздникам. В общем, страшилки Хичкока - ничто по сравнению с грядущей катастрофой, а потому - не пущать "Маннол" на наш рынок! Фирма SCT, которой принадлежит торговая марка "Маннол", расположилась в немецком Гамбурге. Делает же масло в соседней с Германией Бельгии, в Антверпене, куда мы и отправились вместе со специалистами НАМИХИМ - профессиональными "масленщиками". Почему в Бельгии требует объяснения. Производство масла в Германии предусматриват по закону обязательное использование в сырье не менее 10% вторичного рафинада, то есть "отработки" - экология! Не влияя на качество конечного продукта, она придает маслу более темный цвет, что затрудняет его продажу в тех странах, где поверье считает, будто лучшее масло обязано быть прозрачным, как слеза. В Германии, к слову сказать, этому не придают значения. Сегодня на свете лишь несколько крупнейших фирм могут обеспечить полную технологическую цепочку - от добычи нефти до расфасовки и продажи масла. Те, что помельче, могут позволить себе лишь часть производственного цикла - например, только транспортные услуги, изготов162 5/гооо ЗРление тары, продажу и т. п. SCT размещает заказы на продукцию с именем "Маннол" (фильтры, автохимия и т. п.) на разных заводах. В частности, масла для нее делает корпорация "Вольф" (Wolf Oil Corporation). Но мощности "Вольфа" слишком велики для одного "Маннола" (из 70 миллионов литров в год его доля - 20), поэтому кроме SCT его услугами пользуются еще несколько фирм ("Дженерал моторе", "Мотюль", "Евроойл", Q-8, "Эй-Си Делко", "Пензойл"). Порядок для всех один - клиент заказывает масло, оговаривает его класс, группу качества, назначение, расфасовку и другие условия, а "Вольф" берется должным образом изготовить и расфасовать продукт, наклеить соответствующую этикетку и отгрузить товар заказчику. При этом качество и класс масла должны соответствовать обозначенным на этикетке, а владелец торговой марки - иметь на нее все необходимые права. При таком подходе к производству вполне естественно, что в двух канистрах под разными торговыми марками может оказаться масло, что называется, из одной бочки. Хорошо это или плохо? Да безразлично! Главное, чтобы содержимое соответствовало стандартам и обозначению на этикетке. А за этим следит специальная независимая лаборатория, которая находится на территории завода. Там проверяют образцы базового масла и присадок при их поступлении, отслеживают результаты смешения и лишь после того, как в огромном миксере все компоненты будущего масла окажутся в нужных пропорциях, дают разрешение на фасовку. Себе же оставляют образец каждого замеса, который хранится еще три года - на случай предъявления рекламаций. Говорят, даже грабли иногда стреляют. Был такой инцидент иу "Маннола". Осенью прошлого года на реализацию попала партия минерального масла 5W30 "Арктик", температура застывания которого вместо положенных -39°С после непродолжительной эксплуатации оказывалась на десятьградусов выше. Это третий известный в истории производства масла случай, когда определенный набор компонентов (база, загуститель и пакет присадок) не уживапись вместе. Причем при замене любого из них на равнозначный, но другой марки, параметр оказывается в норме. Объяснения этому пока не найдено. Тем не менее какаято часть такого масла успела тогда попасть в наши магазины. Разумеется, вся партия была немедленно отозвана из продажи, а те немногие, кто успел купить, смогли бесплатно заменить его на более дорогое полусинтетическое. Залившим же в двигатель предложили достойную компенсацию издержек. Убыток для фирмы, конечно, существенный, однако доброе имя куда дороже. Но нет худа без добра. Система выходного контроля масла тут же пополнилась дополнительными тестами, исключающими впредь подобные казусы. Интересна ценовая политика фирмы. Способов увеличения прибыли не так уж много: поднять продажи при неизменной цене продукта; увеличить цену; уменьшить накладные расходы; снизив цену, захватить большую часть рынка и потом диктовать свои условия (демпинг). "Маннол" избрал снижение расходов. Канистры с маслом пакуют в палеты в пять рядов, вместо общепринятых четырех. Затраты на более прочный картон ящиков вполне окупаются лучшим использованием грузоподъемности автомобилей - каждая пятая канистра едет "бесплатно". Кроме того, оставшееся свободное место в фуре заполняют почти невесомыми фильтроэлементами. Отсюда увеличение рентабельности и возможность держать приемлемые цены на товар. Они же, вместе с оригинальной канистрой (ее дизайн - собственность фирмы) делают невыгодной подделку масла. По крайней мере в России пока таких не замечено. А покупатель - он свои денежки считать умеет.