112
МЫ И АВТОМОБИЛЬАрсенал инспектораСТОРОНУ ПРИЦЕЛАНайдется ли антирадар на этот радар?Анатолий КАРПЕНКОВ. Михаил КОЛОДОЧКИН Есть такая народная примета: если из придорожных кустов выскакивает инспектор ГИБДД, то это - к деньгам. В том смысле, что придется раскошеливаться - инспектор небрежно показывает жезлом на замаскированный радар, на табло которого сумма штра... извините. скорость. Спорить, как правило, бесполезно - инспектор, конечно, добрая душа, но вот радар, дрянь такая, уговорам не поддается. А что он, собственно, показывает? А вот и проверим. В нашем распоряжении - новенький отечественный радар "Искра-1", выпускаемый питерской фирмой "Симикон". Водители, проезжавшие хоть раз Ленинградскую губернию (или Санкт-Петербургскую область?), наверняка, оценили на себе все "прелести" этого уроженца Северной Пальмиры - местные стражи порядка давно освоили новую технику и на инфляцию не жалуются. Но мы поедем не в Петербург, а на Дмитровский автополигон. Носиться по его дорогам будут ВАЗ-21093, ВАЗ2111 и УАЗ-452, а проверять вредный прибор станет "международный наблюдатель" - аппаратура фирмы "Оно Сокки". Прежде чем бросаться на противника, полезно изучить его досье. "Искра-1" работает на частоте 24 150 МГц - его известные коллеги типа "Барьер" и "Сокол" используют более низкую частоту -10 525 МГц. Большая частота обеспечивает высокую точность измерений, уменьшает вредное влияние на организм оператора и создает известные проблемы владельцам антирадаров. Из всех отечественных радаров только "Искра-1" умеет работать в движущемся автомобиле. При этом прибор позволяет фиксировать скорость второго нарушителя, не теряя информацию о первом - для каждого предусмотрен свой таймер. Мало того, радар может выхватывать из потока самую быструю цель - "девятке" за трейлером не спрятаться... В общем, симпатии инспекторов к "симиконовскому" изделию вполне понятны. Очевидна и наша первая проверка - измеряем скорость "нарушителя" на прямом горизонтальном участке дороги из стоящего автомобиля - назовем его "патрульным" (рис. 1). Результаты измерений приведены в табл. 1. Что ж, пока техника на высоте. Отклонения значения измеренной скорости от действительной не превысили 0,5 км/ч, а дальность уверенно превзошТаблица 2 Скорость, Дальность срабатывания кмч радара,мла обещанные 300 метров. Ради интереса повторяем эксперимент, нацелив радар под углом к направлению движения "нарушителя" (рис. 2). И вот что получилось: дальность падает, но точность сохраняется. Угол 10° гарантирует дальность до 250 м, 30° - снижает ее до 40 м, а 40° - до 2-8 м. Отметим, что эта зависимость справедлива при скорости "нарушителя" около 60 км/ч - с ростом скорости показатели будут уменьшаться, а при снижении - расти. Проверка радара в движении проводилась согласно рис. 3. Инспектор движется с постоянной скоростью, а встречные "нарушители" - поразному. Данные, сведенные в табл. 2, получены при работе радара в автоматическом режиме. Ошибок опять нет. Кстати, а для чего нам понадобился УАЗ? А вот для чего: попробуем отловить на его фоне хулиганистую "десятку" (рис. 4). Выделить мотоцикл на фоне троллейбуса - это просто, а вот сможет ли "Искра-Г зафиксировать лихача, обгоняющего "буханку"? Запускаем "уазик" соАвтомобильПатрульный 44 Нарушитель 42 Патрульный 43 Нарушитель ' 62 Патрульный 44 Нарушитель348233 217a1125/гооо ЭР