ЭКОНОМИКААвтопромКак жить дальше? Над этим ломали голову участники ежегодной конференции поставщиков на АвтоВАЗе.Елена ВАРШАВСКАЯКто делает автомобиль? Странный вопрос: автозаводы. конечно! У нас это АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ну и так далее, скажут многие. Но не работники самих автозаводов. Потому что они знают: их продукция - плод труда многих предприятий. Только у АвтоВАЗа - около 700 поставщиков, и качество машин, сходящих с конвейера, напрямую зависит от их работы. А она разная.лучшими, не подвергают входному контролю - это высшая степень доверия. Впрочем, заинтересованно стараются работать здесь со всеми, собирая, например, на ежегодные конференции, где обсуждают совместные действия и проблемы. В нынешнем году одной из главных тем стали цены. НаАвтоВАЗа, а ныне - руководитель экспертной группы В. Поляков. По сравнению с августом 1998 года Волжский автозавод поднял отпускные цены на 78%. В то же время нефтепродукты подорожали на 170%, продукция химической промышленности - на 180%, металл - на 195%. А шины - на 200%! Стоимость сырья поднимается, как на дрожжах. И цены на комплектующие обгоняют по темпам роста стоимость автомобилей. Большинство поставщиков увеличивают цены более чем в два раза. "Чемпион" здесь - московский "Шинсырьеснаб", поднявшийНа Волжском автозаводе даже классифицируют своих партнеров по четырем "номинациям": отличные, надежные, ненадежные и неудовлетворительные. Первых насчитывают 9%, вторых - 54%, ненадежных - 29% и аж 8% никуда не годных! Да, от неудовлетворительных поставщиков автозавод отказывается. Недавно, например, пришлось прекратить закупки подрулевых переключателей в ОктябрьШмшВштшвштттшъвввмШтшвмшшвяш ске. Хорошо, что им нашлась замена. А если бы их произворубль товарной продукции, за полтора года цены в 2,9 дитель был монополистом? произведенной в прошлом гораза! ду, завод тратил 92,5 копейки! Как правило, оправдывавы, пока не стоят в очеА ведь когда-то ВАЗ-2101 стоются тем, что делают это выредь к автосборочным ил предприятию 1950 рубнужденно: подорожали матепредприятиям желаюлей, а продавался за пять риалы, энергоносители. Но и щие обеспечивать их комплетысяч! Если все будет провыхода из положения никто ктующими. Вернее, хотят-то должаться как сейчас, то Авне ищет! Работают так же, многие. Но вот суметь органитоВАЗ "ждет унылое сущесткак до кризиса, а то и как 30 с зовать ритмичные поставки вование, а не развитие", как лишним лет назад, когда по огромного количества детасказал в своем выступлении программе строительства лей (АвтоВАЗ выпускает 2700 вице-президент по закупкам Волжского автозавода открыавтомобилей в день!), да еще П. Скринский. В самом деле, вали предприятия по выпуску требуемого качества и по на семь с половиной копеек с комплектующих. приемлемой цене не каждый рубля не получится и оборуКаркас панели делают, наспособен. Хороший поставдование обновить, и новые пример, из самых дорогостоящик - на вес золота. И на модели запустить в произщих импортных материалов. Волжском автозаводе его окводство. Обивка потолка - из пенополиружают почетом. "Отличным" уретана со стекловолокнами вручают дипломы, "надежочему же так велики зарубежного производства ис ным" пишут благодарствензатраты? Об этом бопривозной же тканью. Даже за ные письма. А комплектуюлее чем красноречиво границей такие материалы щие, выпущенные самыми говорил первый генеральный применяют лишь в автомобиОБИВОЧКАлях высшего класса! В результате 36 миллионов рублей ежегодно теряется на обивке "девятки" и 40 миллионов рублей - на обивке "десятки". Комплект бамперов "самар" из мелкоячеистого полиуретана стоит 1029 рублей, а если бы он был пластмассовым, красная цена ему была бы 479 рублей. Потери - 500 рублей на каждой машине! И ничего не делается, чтобы освоить другую технологию, использовать другие материалы - более дешевые отечественные, но не уступающие по качеству нынешним. Приходится подобные проблемы решать самому автозаводу. Построили цех пластмасс и выпускают бамперы для "десятки" в полтора-два раза дешевле, чем у сызранского АО "Пластик". Но не может же АвтоВАЗ взять на себя производство всех автомобильных компонентов! ели ситуация не изменится, то, по прогнозам специалистов, к лету продукция завода перестанет продаваться из-за непомерно высоких цен (а Волжский автозавод просто вынужден будет их поднять!), и конвейер встанет. В проигрыше окажутся не только ВАЗ и автомобилисты, но и заводы-поставщики, которым некуда будет сбывать свою продукцию. Поэтому на очередной конференции производителей комплектующих изделий и решали, как жить дальше. Что нужно сделать, чтобы повысить качество, как получить сертификат ИСО-9001 (с недавних пор это требование АвтоВАЗа к партнерам), каким образом сдержать рост цен. Ведь в планах АвтоВАЗа - не только сохранить существующее производство, но и освоить новые модели. А сделать это в одиночку, без партнеров-изготовителей компонентов, просто невозможно.F МИЛЛИОНОВ!УП•643/2000