ПеределАМПУТАЦИЯНаблюдательный совет БМВ принял кардинальное решение: убыточный "Ровер" будет продан.Алексей ВОРОБЬЕВОБУХОВУже за несколько дней до судьбоносного заседания резко возросла политическая активность англичан. Министр отменил запланированную командировку, премьер срочно провел телефонные переговоры с канцлером ФРГ Шредером, профсоюзы зафрахтовали самолет в Мюнхен для своей делегации. Ничего не помогло. Упрекая немцев в намерении самостоятельно решить судьбу десятков тысяч англичан, работающих на заводе в Лонгбридже, в "целенаправленной дезинтеграции "Ровера", они, тем не менее, хотели... остаться в составе БМВ! Всего на заводах Великобритании в минувшем году было изготовлено около 1,8 миллиона автомобилей, на 2,2% больше, чем в 1998 году. Но только не "Ровером" его объемы снизились аж на четверть! Почему? Нет, "Ровер-75" машина совсем неплохая. Но вот что писал один британский журналист в... 1932 году: ""Ровер" всегда строил хорошие автомобили, но был чутьчуть позади времени, будто боялся представить новую модель после только что удавшейся предыдущей". Этот имидж так и остался за фирмой, хотя, может быть, не совсем справедливо: газотурбинный автомобиль в 1950-м и полноприводный с фибергласовым кузовом в 1956-м дорогого стоят. Сказался и психологический фактор - спекуляций на тему убытков "Ровера" в СМИ было более чем достаточно. Но если "Ровер" не такой уж лакомый кусочек, то зачем он понадобился баварским автозаводчикам? На самом деле они и не хотели его брать, заманчивым представлялсялишь популярнейший джип "Ленд-Ровер". Но в 1994 году "Бритиш Эйрспейс", фирма, перекупившая в 1988-м "Ровер" вместе с "полноприводной" компанией у "Бритиш Лейланд", поставила условие: или все, или ничего! Фунт тогда стоил 2,48 марки вместо нынешних 3,2 (а, между прочим, с учетом масштабов фирмы разница курса всего в одинединственный пфенниг выливается в 25 миллионов марок дополнительных потерь!), и БМВ решил рискнуть. Как теперь выяснилось, зря. За эти шесть лет покупка обернулась убытком в шесть миллиардов марок, съевшим рекордные прибыли других отделений концерна почти полностью. Кадровые перемены на самом верху ничего не принесли, а тут еще и отзыв 22 000 "семьдесят пятых" из-за бракованного датчика оборотов... В общем, пришла беда - отворяй ворота. Концерну не осталось ничего другого, как продать неудачное приобретение, но не Пиеху же! Он-то, конечно, не упустил бы случая, но тоже хочет "все вместе". А "Ровер" в одиночку смог, как выяснилось, заинтересовать лишь группу инвесторов под многозначительным названием "Алхеми Партнере" (Друзья-алхимики!) с "пропиской" на... Каймановых островах. Так что, действительно, судьба почти 50 000 рабочих мест (а это ох как немало) оказалась подвешенной в воздухе. Впрочем, шеф "алхимиков" Джон Моултон заявил, что в ближайшие годы перепродаст свое приобретение. но уже как доходное предприятие. "Мы хотим производить автомобили, но не массовые модели. Мы станем фирмой средних масштабов для узкой рыночной ниши", - заявил он. Завод в Лонгбридже останется, но число работников будет резко сокращено. Между тем, эксперты считают, что "Ровер" как самостоятельная марка имеет мало шансов на выживание. Он просто лишний на переполненном автомобилями мировом рынке, к тому же не имеет серьезных технических изюминок. Что же представляет собой группа "алхимиков"? До сих пор она была известна как лондонский "рисковый фонд", выделявший деньги на приобретение... пабов, отелей, ресторанов и совершивший с момента основания в 1997 году 47 сделок с 34 компаниями. И не случайно многие СМИ ищут за "Алхеми" уши солидных автоинвесторов, например того же Пиеха. Или даже... "ЛогоВАЗа" с его вездесущим шефом. Впрочем, последнее предположение, скорее, из разряда уток. Что касается самого БМВ, то, произведя ампутацию больного органа и сбросив с себя тяжкий камень, концерн полным ходом устремится к новым моделям класса "Гольф". Новый ряд должен органично дополнить гамму баварских автомобилей и даже, по словам главы фирмы Иоахима Милберга, "занять в этом сегменте высшую ступень". Английские профсоюзы тем временем настолько возмутились этой сделкой, что призвали сограждан к бойкоту автомобилей из Баварии, а знаменитому "агенту 007" теперь придется подыскать себе другую "тачку". P. S. А "Ленд-Ровер" боварцам все же пришлось продать. Он достался "Форду". О ЗР 5/2000 65