АКТУАЛЬНОНа чем мы ездимНАЦИОНАЛЬНЫЙНа необъятных просторах степей, лесов и полупустынь свободно пасутся тучные стада "жигулей", стайками перелетают "таврии", а вон, глядите, на горизонте появилась живописная группа "волг"...Сергей КАНУННИКОВ. Антон ЧУЙКИНВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ ПОГОЛОВЬЯ Численность рода колесных скрупулезно подсчитывает ГИБДД, ежегодно отмечая приплод. Да-да, невзирая на непростое нынешнее время (а когда оно было простым?), российский автопарк увеличивается. В1999 году на учете стояло без малого 20 миллионов легковых машин (всего автомобилей - 24,7 миллиона)! Рассмотрим, как менялась эта львиная доля в последние три года. На диаграмме 1 отчетливо видно произошедшее в 1998 году известное событие, резко замедлившее миграцию иномарок. Если в тот год численность зарубежных автомобилей увеличилась на 27,6%, то в 1999-м их стало больше всего на 3%! Шанс, данный кризисом, использовали российские автозаводы - темп прироста наших марок возрос с 3,9 до 5,1%. Естественно, поголовье распределено неравномерно - самое крупное стадо, почти 2 миллиона (пятая часть из них иномарки) обитает в столице, далее с большим отрывом следуют Подмосковье, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ростовская область. Самый богатый на иномарки край, конечно, Приморский, где из 467 673 зарегистрированных машин почти 74% - зарубежные. Вообще, модельные расклады имеют свою региональную специфику. Процент свежих машин выше в столице и зажиточных областях. По доле иномарок, помимо Приморского края и Москвы, лидируют пограничные, например Ленинградская, области. Много машин находят кров на родине, поблизости от автомобильных столиц. Очевидно, это связано с более низкими ценами, постоянным наличием недорогих запчастей. Так, в Самарской области более 71 % зарегистрированных автомобилей - ВАЗы, тогда как в среднем по стране их только 49%. Менее массовые и некогда престижные "волги" прописывались в Нижегородской области чаще, чем в других регионах: по стране их менее 7%, а на родине -16,5%. ВОЖАКИ И МОЛОДНЯК Почти каждый второй соотечественникавтолюбитель отдал свои сбережения за продукцию Волжского завода (диаграмма 2). Причем безоговорочного лидера - "жигули" - роднит с большинством других семейств, увы, преклонный возраст конструкции. Российский парк морально стар - даже относительно современные и, казалось бы, многочисленные переднеприводные ВАЗы уступают в количестве старым "москвичам"... Пройдемся по свежим маркам. "Ока" так и не стала народной - к концу прошлого года числилось 155 тысяч экземпляров, мизер на общем фоне. Поэтому малолитражка вошла в "Прочее", вместе с совсем древними моделями. ВАЗ-2110 пришлось объединить с "самарами", иначе их скромный столбик высотой всего 158 тысяч потерялся бы на диаграмме. Другая новая "десятка" - "Волга" - внесла скромную лепту (203 тысячи) в общее количество всех ГАЗов. Тридцать лет трудился Запорожский автозавод на ниве заднемоторных машин, которых ГИБДД числит ныне больше миллиона; на "Таврию" времени оказалось отпущено меньше, и в результате сре-85/2000 ЗР ПАРКди всех ЗАЗов ей принадлежит около 12%. Переднеприводные модели появились во второй половине 80-х, а мы по инерции продолжаем считать их новыми... Не потому ли, что в общем количестве машин они малозаметны? Впрочем, моральное старение - полбеды. Совершенно естественно, что тяжеловесный массив снятых с производства автомобилей оказывает влияние на распределение всех машин по годам выпуска (диаграмма 3). Почти половина зарегистрированных ГИБДД машин справили 10-летний юбилей, но поздравлять их владельцев не с чем. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР Казалось бы, чем больше данных тем выше достоверность. Однако по отношению к базе ГИБДД это не совсем верно. Представьте, сколько недееспособных автомобилей числится в милицейских компь1. Российский парк легковых автомобилей за последние три года, шт. (данные ГИБДД).ютерах. Остовы машин давно гниют на крышах гаражей, засоряют дворы, врастают в землю на околицах, но коль автомобили не сняты с учета - сухая статистика считает, что они по-прежнему в строю. Если встать в час пик на напряженной трассе и попытаться отследить, на каких машинах ездят соотечественники, картина получается иной, чем на диаграмме 2, откровенного старья много меньше. Не "чем владеем', а "на чем ездим" вот вопрос, на который данные дорожной инспекции дают неточный ответ. Но ведь это - не последняя инстанция!живают жигули - их просто слишком много, да и цена новых машин невысока. Сохранили позиции вечные "волги", впрочем, внутри этой категории модели перераспределились - вперед вышли относительно свежие ГАЗ-31029 и 3110. В общем, молодым - дорогу, старикам - покой. Кстати, взглянув на данные по регионам, обнаруживаем те же особенности, что ив милицейской базе, а это лишний раз подтверждает правильность статистики "За рулем": так, в Приморье две трети парка иномарки, а столица, естественно, впереди всех по общему количеству машин. В качестве пищи для размышлений предлагаем вам тезис об однообразии российского парка. Вклад Тольятти столь велик, что остальные производители теряются в тени автогиганта... ВАЗ далеко оторвался от конкурентов не потому, что самый2. Распределение легковых автомобилей по мар кам, шт. (база данных ГИБДД, 1999 год).2 820 255/\14,3%19 717 782 - , 18 819 558 ШШк ^ ^ 16 897_527 17 631 626 16 082 384199719981999Реальную картину будем изображать... с вашей помощью. Почти 80 тысяч респондентов ответили на вопросы последней анкеты "За рулем" в конце 1999 года. Всего в нашей пятилетней базе данных более полумиллиона адресов отечественных автомобилистов. Подавляющее большинство читателей - активные пользователи автомобиля, то есть в нашей базе данных значительно меньше "недвижимости". Убедиться в этом нетрудно, сравнив информацию ЗР с официальной. На диаграмме 4 распределение моделей выглядит более оптимистичным. Резко сократилась доля пожилых марок - старенькие "москвичи" и "запорожцы" отдыхают на приколе. За их счет энергично поехали вверх "самары" и "десятки", что, на наш взгляд, верно отражает действительность. Первенство удер-4jg>t9 338 390474%ГИБДД6 439 516 щщ, 32,6%3 939 876 I1MB.до 5 лет 5-10 лет больше 10 лет3. Возраст автопарка. ЗР 5/2000II 19• АКТУАЛЬНО На чем мы ездим^/г4'/<4o^»6,3%i1 /e Жигули", 18 of Самара", ВАЗ-2110 2 , 1 % ^ Нива" Москвич-412", 2140 "Москвич-2141" ГАЗ-20, 21,24,31 УАЗ "Запорожец", "Таврия Прочие отечественные ~ Иномарки, всегоI I"Тойота" "Опель" "Фольксваген"•"Ауди" I "Форд", I "Ниссан"• ?*Мерседес-Бенц"" "Мазда" "Дэу" "Мицубиси" "Вольво" Хонда" — ФИАТ / "Шкода" • "Рено" — Прочие • I IIIJ4,5. Распределение автомобилей по маркам (база данных "За рулем", 1999 год): все легковые; зарубежные автомобили.*"._/" —Jхороший, а потому что большой. Ближайшие соперники пришли из-за рубежа, но их доля в 11% пока не дает шанс догнать лидера. ЗАПОВЕДНИК ИНОМАРОК В статистике ГИБДД модели зарубежного производства собраны под емким понятием иномарки. Раскрыть его поможет база данных журнала (диаграмма 5). Вот уж где конкуренция! Между ближайшими соперниками разрыв не превышает 3-4%. Пристрастия наших читателей точно отображают общероссийский расклад. Впереди - японцы и немцы, слывущие надежными, долговечными, комфортабельными. В увеличении доли первых решающий взнос сделал Дальний Восток, в основном - "тойотами" и "ниссанами". Из германских машин, очевидно, самым благоприятным соотношением цены и качества отличается "Опель". Среди производителей впереди группа "Фольксваген" - "Ауди", подтверждающая народность марки суммой в 21,1%. Вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать тот факт, что большинство зарубежных машин попадают в Россию уже в зрелом возрасте. Посмотрите на диаграмму - "дэу" и "шкоды", которые обычно покупают новыми, занимают вместе лишь 5%. Среди более солидных машин доля свежих ничтожно мала, так что в заповеднике иномарок молодняк пока тоже в загоне... Косвенно это подтверждают и данные по самым популярным моделям. Например, у "Ауди" это снятые с производства 80-я и 10 5/2000 ЗР 100-я серии, среди "опелей" наиболее популярны "Кадет" и "Аскона", из "фордов" на первом месте ветеран "Сьерра". Кстати, модельный расклад дает повод в который раз повторить: россияне предпочитают автомобили среднего класса с полутора-двухлитровыми моторами. Они повместительней да и покрепче милых европейцам малышей. ЭВОЛЮЦИЯ видов Итак, мы ездим на довольно старых, в основном отечественных машинах. Выбираем из того, что доступно по цене и приемлемо по качеству. А на чем поедем завтра? Ответить на этот вопрос помогли читатели - та активная часть автомобилистов, приславших свои анкеты в редакцию. Определим самые молодые, перспективные машины. Естественно, это обе "десятки" производства ВАЗа и ГАЗа. "Волга", превратившись из преимущественно служебного в личный автомобиль, испытывает взлет популярности - из всех машин целых 40% выпущено в 1996-1999 гг. Но и среди автомобилей постарше велика доля молодежи. Например, из "нив", занесенных в базу данных "За рулем", 36,4% родилось в последние четыре года - обновленный тольяттинский вездеход вновь вошел в моду после 24 (!) лет выпуска. В фаворе "Ока" - машин младше четырех лет почти 60%. Рядом "самары" - молодняк "весит" 43,9%. Здесь же - держитесь крепче - УАЗ! Почти третья часть джипов куплена после 1996 года. Оглянувшись на "Ниву", подмечаем тенденцию - полноприводники молодеют, переживая ренессанс. Напротив, плохи дела "москвичей" за относительно новыми автомобилями всего 17,3%, а основная их масса - 66,3% - выпущена с 1991 по 1996 год. Посредине между стареющими и молодеющими марками вольготно расположились "жигули", равномерно распределившись по пятилеткам: в каждой по 20%. Среди иномарок подавляющее большинство выпущено в 1986-1990 гг. Отклонений немного: старше среднего возраста заметная часть БМВ и "мерседесов" - очевидно, только к собственной старости эти машины пересекают черту доступности для россиян. К тому же играет роль их надежность, позволяя оставаться на хорошем ходу и 15-летним автомобилям. Очень хотелось бы предсказать светлое будущее: мол, завтра наш парк заселит энергичный молодняк - новые современные автомобили. Увы, не завтра - резкого скачка не будет. Обновить машинное поголовье за два-три года не по силам ни нашим заводам с их относительно небольшими годовыми объемами производства, ни нам - покупателям с не слишком толстыми кошельками. Поэтому иномарки останутся в меньшинстве. Зато поддержим наши заводы. Итак, революция национальному парку не грозит - остается надеяться, что эволюция не будет слишком медленной.•