ЭКОНОМИКАГигантыОЧЕРЕДНОЙ АЛЬЯНС......вызвал большой шум в автомобильных кругах. Объединились первая и седьмая по величине в мире компании: "Дженерал моторе" и ФИАТ.Елена ВАРШАВСКАЯО том, что туринский гигант переживает не лучшие времена, говорилось в последнее время все настойчивее. Монополист, всегда поддерживавший любые итальянские правительства и неизменно поддерживаемый ими, начал утрачивать позиции с объединением Европы. Государству стало непросто проводить протекционистскую политику, финансовая система сократить производственные затраты на 2 млрд. долл. - такую экономию дадут совместная разработка двигателей, трансмиссий. крупнооптовые закупки компонентов для производства автомобилей. рациональный подход к продаже и обслуживанию. При этом, как считает руководство компаний, их марки будут продолжать конкурировать на рынках Европы и бывает, когда компании проводят реструктуризацию или инвестируют новые производства. Но в последнее время туринская фирма и не платила их своим акционерам. Вероятнее всего, падение курса ценных бумаг ФИАТа вызвано оглашением цифр, фигурирующих в сделке. Итальянская компания предстала одной из самых малодоходных в отрасли: цена одной акции в 28 (!) раз выше, чем годовая прибыль, которая на нее придется (это значит, что надо вложить в приобретение ценных бумаг 28 долларов, чтобы за год "заработать" всего 1 доллар). При том, что в "Даймлер-Крайслер", например, это соотношение - 9:1! Получается, что приобретение акций ФИАТа эквивалентноИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ ОДНОЙ АКЦИИ ФИАТА С МАРТА 1999 ПО АПРЕЛЬ 2000ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ ОДНОЙ АКЦИИ "ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС" С МАРТА 1999 ПО АПРЕЛЬ 2000\/А/27* 26.2! МесяцыИталии, входящей в общеевропейский рынок, стала менее устойчивой - и это отразилось на положении ФИАТа. Несмотря на то, что годовой оборот компании неуклонно рос в последние пять лет (см. таблицу), конкурировать с динамичными европейскими и недавно возникшими транснациональными автомобильными супергигантами становилось все труднее. Поэтому неминуемо встал вопрос о консолидации с одним из крупных автопроизводителей. И вот - свершилось. В середине марта, вскоре после ухода с поста президента итальянского концерна Джованни Аньелли и прихода вместо него Паоло Кантареллы, сделка состоялась: ФИАТ вступил в альянс с "Дженерал моторе". Крупнейшая в мире транснациональная компания приобрела 20% акций ФИАТа за 2,4 млрд. долл.. в обмен предоставив 5,1% собственных акций. Обе фирмы надеются, что союз будет плодотворным. Он поможет за пять лет 68 5/2000 ЗРЛатинской Америки. Специально было подчеркнуто, что сокращения персонала (а там работает около 234 тысяч человек) и производства на ФИАТе не предвидится. И тем не менее альянс двух компаний вызвал панику на фондовом рынке. В конце марта акции итальянского автопроизводителя катастрофически упали в цене - почти на 11% за один день! При том, что обычно объединение крупных фирм вызывает рост стоимости их ценных бумаг, поскольку свидетельствует об увеличении их устойчивости. Может быть, дело в том, что ФИАТ объявил о прекращении выплат дивидендов - такоеЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИАТАЖlogfrWi^a ПГ'1|Г"П,|ИИ Оборот Прибыль(или. долл.) на 1 акцию (Аолл.)1765589,181997 1996 1395 199453479.6 50 993.0 51382.3 43 046.10.50 1.161998 1997 1996 1995161315 166 445 158 015 1638614.18 8.62 6.02 7,14помещению денег в банк под 3,6% годовых, что по меркам нынешнего фондового рынка очень невыгодно. Многие аналитики утверждают, что "Дженерал моторе" в этой ситуации переплатила, а ФИАТ, наоборот, выиграл. Но это - дело специалистов. Широким же кругам автомобилистов должно быть ясно одно: величайшая в мире автомобильная компания стала еще более крупной. ФИАТ приобрел большую устойчивость и его марка, возможно, упрочит пошатнувшиеся было позиции. А россиянам впору задуматься: круг потенциальных инвесторов в наш автопром сократился. Если же "Дженерал моторе", как поговаривают, станет собственником еще и "Дэу"... Где только реальные инвестиции в многочисленные проекты совместного производства? Пока слова, слова, слова...а