86
87
I КОМПАНИИ И РЫНКИ | /ЭКСПЕРТИЗАКТО ПОПАЛ В ДЕВЯТКУШАГ ТРЕТИЙ: НА НАШЕМ ТЕСТЕ МАСЛА ГРУППЫ SHТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИНСкоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Старт большому тесту масел мы дали полгода назад (ЗР, 2000, № 9). Первопроходцами были восемь образцов группы SF по классификации API. Продолжили тему в ЗР, 2001, № 1, где перед строгим судом оказались представители группы SG. И вот, следующий шаг.КОМУ ВЫ НУЖНЫ? Масла группы SH (выше только SJ) можно использовать в любых отечественных автомобилях с бензиновыми двигателями, включая шестнадцатиклапанные ЗМЗ-406 и ВАЗ-2112. Не станут исключением собранные в России по лицензии КИА и далее БМВ. Масла этой группы подойдут и большинству иномарок, выпущенных до 1996 года (точнее подскажет инструкция), в том числе распространенным у нас бензиновым «ауди-80» (100), почти всем моделям БМВ, всем «японцам», кроме самых «свежих», а также почитаемым многими «Нексии» и «Фелиции». Список этот можно продолжить.ПРЕТЕНДЕНТЫ Их девять - больше, чем когда-либо. Причина отнюдь не в бешеной популярности масел этой группы: искали днем с огнем и собрали всех, что удалось найти. От россиян два производителя - «Яр Марка» (относительно крупный, но мало известный в столице) и «Нордикс» (в Москве встречается чаще, хотя «ростом пониже»). Остальные наши фирмы делают масла попроще (групп SF и SG) или покруче (стало быть - SJ). Теперь иностранцы. Самые громкие имена - Motul 300V Power Racing (сразу всплывают картинки автогонок), Shell Helix Super (поклонники марки обязательно добавят «желтый», имея в виду цвет канистры) и Castrol GTD. Под стать громким именам и цена (разве что финский Shell относительно недорог). За право называться золотой серединой поборются четверо: кореец Zic, финн Teboil и немцы Liqui Moly и Mannol. Отметим отличия ив классах вязкости: шестеро маркированы SAE 10W40, двое - 5W30 и один 10W30. И еще: семеро имеют бензиновый приоритет в маркировке, двое (Zic и Castrol) - дизельный. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МАСЕЛНАУКА НЕ ДЛЯ ВСЕХ Знакомые с методикой испытаний по предыдущим экспертизам, чтобы в третий раз не читать «что к чему», могут сразу перейти к результатам. Тех же, кого масляный тест заинтересовал впервые, посвятим в некоторые детали. Возможность масла нейтрализовывать кислоты, неизбежно образующиеся в процессе работы двигателя, характеризует щелочность (она же щелочное число, она же - запас щелочности). Для масел попроще этот показатель характеризует многое, по крайней мере, позволяет отсечь аутсайдеров теста со значениями меньше 5-7. Для масел высоких групп качества он прежде всего контрольный ив состоянии разве что определить грубую подделку. Другое дело - изменение щелочности в ходе теста. Пока масла, разлитые в пробирки (в присутствии катализатора), «накатывают» условные километры пробега, их щелочной запас падает. Если до совсем скромных 4-5 единиц - считайте, масло пришло в негодность. При не столь ощутимомПараметрMotul 300V Power Racing, SAE 5W30, 800 руб. за 2л До 9,5 0,95 9 тыс. км 0,12 9 тыс. км 7,0 15 тыс. км 0,23 15 тыс. км 17,8 После 6,9Castrol GTD (дмзельн.), SAE10W40, 780 руб. за 4л До 9,2 0,99 9 тыс. км 0,14 9 тыс. км 2,0Щелочное число, мг КОН/г* (больше - лучше) Зольность, % (меньше - лучше) Оптическая плотность, отн. ед. (меньше - лучше) Коррозия металла, г Изменение вязкости, %* (меньше - лучше) Расчетная температура холодного пуска, °С"*эПосле 7,2Mannol Arctic SAE 5W30, 400 руб. за5л До 8,6 После 6,8Shell Helta Super, SAE10W40, 450 руб. за4л До 8,4toПосле 6,31,015 тыс. км 0,21 15 тыс. км 9,0 9 тыс. км 0,11 9 тыс. км 4,2 15 тыс. км 0,20 15 тыс. км 13,0 9 тыс. км 0,12 9 тыс. км 3,20,915 тыс. км 0,22 15 тыс. км 12,09 тыс км -915 тыс км -39 тыс. км -1015 тыс. км -299 тыс. км -1915 тыс. км -149 тыс. км -1815 тыс. км -13-24-18-22-19• Данные до и после окисления '' Знак «-» - снижение вязкости, «*» - увеличение. * * * Приведена условная температура гарантированного Динамическая вязкость, мПаспровале учитывают, на сколько процентов снизился щелочной запас у разных образцов. Скажем, потеря 30% лучше, чем 40%. Сопоставляя эти значения с тем, сколько осталось, судят о стабильности присадок (качестве пакета) и остаточных свойствах масла можно ли их использовать дальше или все меняй. Высокий показатель щелочности у нового масла (от 9-10 ед. и выше) говорит о наличии большого количества присадок и обращает внимание на зольность (она же - сульфатная зольность). Этот показатель характеризует наличие металлов в масле - они входят в большинство присадок. Избыточная зольность (для бензиновых моторов - более 1,3%) чревата образованием нагара на свечах и отложениями в двигателе. Именно в этом параметре одно из отличий между бензиновымиНАША СПРАВКАи дизельными маслами - с прямой и обратной маркировками (SH/CD или CD/SH). Дизельным разрешено иметь чуть большую зольность. Еще два показателя - изменение в ходе теста оптической плотности и вязкости. Оптическая плотность всегда растет, свидетельствуя об общем ухудшении качества, а вот вязкость может меняться в любую сторону. Вызвано это двумя факторами - разложением загущающей присадки (снижает вязкость) или окислением основы (повышает). Поскольку оба процесса протекают одновременно, по изменению вязкости масла можно судить о преобладании одного над другим. Наконец, еще два параметра: коррозия металла, который находится в контакте с испытуемым маслом, и расчетная температура гарантированного пуска. Очевидно, чем коррозия меньше, а температура ниже (холоднее), тем лучше (см. также график). И ВОТ ВАМ РЕЗУЛЬТАТ... Начнем с того, что подделок нет, всеми маслами можно пользоваться по назначению. Отличия? Еще какие! По совокупности всех свойств лучше проявил себя полностью синтетический «Мотюль» (не хватало, чтоб за такие деньги этого не случилось). О хорошей основе этого масла говорит незначительное снижение вязкости. Падение щелочного запаса - среднее;ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МАСЕЛft Y» ^ \\\\\ \ vA. i \\ \ V \ \\ \иК\. \ \ WW \ \\Sm\\\ \VPV\\\\ \\ Vl\ \V\\\V\» vv VlvA!\\\ \я^л \ Y*m\\YftttW i ™\^\\ \\ \ '' «L% ]^Lvft ^K]-25Zic 5000 •••* Liqui Moly Tounng High Tech — Mannol Arctic — Castrol GTD — Shell Helix Super\-20 -15 -10 Температура масла, °С•— "Нордикс Экстра" •«" Teboil Silver G — Motul 3000V Power Racing Яр Марка Люкс 4"При выборе масла для современных автомобилей европейского производства следует ориентироваться на высшую группу SJ (тест этих масел впереди) и, обязательно, на соответствующую группу по АСЕА. Для нынешних «мерседесов», «опелей», «фольксвагенов» именно европейские требования будут играть основную роль в выборе масла.с учетом большого начального уровня пакету присадок можно поставить «пять с минусом», основе масла «пять с плюсом». Очень хорошо проявил себя «дизельный» Castrol GTD. Лучшая (вместе с Liqui Moly) остаточная щелоч-«Яр Марка Люкс 4», SAE10W40, 200 руб. за 4л«Нордикс Экстра», SAE10W40, 380 руб. за 5лZic 5000 (дизельн.), SAE 10W40, 500 руб. за 6лTeboil Silver G, SAE10W30, 370 руб. за 4лLiqui Moly Touring High Tech, SAE 10W40, 520 руб. за 5л9 тыс. км 0,12 9 тыс. км 3,215 тыс. км 0,23 15 тыс. км 13,69 тыс. км 0,14 9 тыс. км 7,315 тыс. км 0,24 15 тыс. км 239 тыс. км 0,09 9 тыс. км 2,015 тыс. км 0,23 15 тыс. км 7,59 тыс. км 0,21 9 тыс. км 5,915 тыс. км 033 15 тыс. км 17,89 тыс. км 0,25 9 тыс. км 5,615 тыс. км 0.43 15 тыс. км 19,09 тыс. км -3615 тыс. км -329 тыс. км -2415 тыс. км -49 тыс. км -4015 тыс. км -139 тыс. км -9,515 тыс. км -39 тыс. км +1215 тыс. км +41-18-17-18-20-18пуска без учета марки машины В большинстве случаев исправный автомобиль удастся завести и при более низкой температуре.