И вот, наконец, в последний день февраля, на Женевском автосалоне было объявлено: СП - быть! Партнерами в нем выступают АвтоВАЗ (41,5%), «Дженерал моторе» (41,5%) и Европейский банк реконструкции и развития (17%). Общий объем инвестиций в предприятие - 332 миллиона долларов. Из них 100 миллионов АвтоВАЗа - в виде интеллектуальной собственности, инфрастуктуры, оборудования. Другие 100 миллионов долларов инвестирует «Джи-Эм», а оставшиеся 132 миллиона предоставит ЕБРР. Предполагается, что 20-25 тысяч машин будет предназначено только для продажи в Германии. Планируется уже к осени 2002-го пустить конвейер нового завода, проектная мощность которого - 75 000 автомобилей в год - будет достигнута к 2004-MV. И называться продукпия СП будет «Шевроле-Нива». А с той, которая последние годы тревожила наше воображение подПРОЩАЙ, НОВАЯ «НИВА». ЗДРАВСТВУЙ, «ШЕВИ»?АВТОВАЗ И «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» ОБЪЯВИЛИ О РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТАТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ/ПРОРЫВПока об СП в российском автопроме было больше разговоров, чем дела. Потенциальные инвесторы, как образно выразился один из вазовских руководителей, «стоят в дверях: сами не входят и других не пускают». Собственно, слова эти относились именно к «Дженерал моторе». Переговоры Волжского автозавода с этой именитой фирмой носили затяжной характер. Сначала - о совместной сборке модели новой «Астры». Потом, когда уже «Астра3000» перестала быть новинкой, а финансовый кризис 1998 года сделал сборочные проекты в России невыгодными, - о выпуске новой «Нивы» при участии «Джи-Эм». Эта идея выглядела привлекательно со всех точек зрения. У АвтоВАЗа есть модель вседорожника, соответствующая западным стандартам (при выполнении/20018некоторых условий), и если начать ее массовый выпуск в ближайшее время, то спрос обеспечен. Но денег для организации такого производства, да еще с требуемым уровнем качества, у предприятия нет, а есть они (кстати, нужното, по мировым меркам, не так уж много) у «Дженерал моторе». Участие «Джи-Эм» в производстве «Нивы» дает еще одно преимущество более высокую репутацию модели, чем если бы ее выпускал АвтоВАЗ самостоятельно. Западный контроль качества, более совершенные технологии производства - что может быть удачнее для маркетинга? Но время шло, новую «Ниву» уже начали потихоньку собирать на опытнопромышленном производстве АвтоВАЗа (в нынешнем году планировали произвести 2000 автомобилей), а ситуация с «Джи-Эм» так и оставалась неопределенной.именем «новая «Нива», придется проститься. Поставлено условие: прекратить выпуск модели до начала работы СП. В общем-то, это понятно и разумно. Ведь теперь за «удочеренную» модель несет ответственность и «Джи-Эм». По логике вещей, сейчас должна начаться конкуренция за поставки комплектующих на СП - качество компонентов для «Шеви» не должно вызывать сомнений у иностранного партнера. Наша «Нива» начинает новую жизнь. А может быть, новая жизнь начинается иу всей отечественной автомобильной промышленности? Инвестиции же ЕБРР и «Дженерал моторе» в Волжский автомобильный завод - начало широкомасштабной кооперации? На очереди другие автозаводы, предприятия-поставщики. .. Рухнула еще одна стена недоверия к нашей стране! Впрочем, не будем заглядывать так далеко. Достаточно и того, что уже есть: реальные перспективы совместного производства новой хорошей (и, заметьте, российской!) недорогой модели вседорожника. Ждать осталось недолго. 1»1