I КОМПАНИИ И РЫНКИ |Сегодня КШЗ не в состоянии обеспечить своей продукцией всех желающих - мощностей не хватает, хотя завод работает уже в три смены. Чем это объяснить? Можно разработать хорошую шину, долго выпускать ее, но очень трудно добиться стабильности. То есть три колеса из четырех купленных могут быть качественными, а одно - так себе. Здесь сумели если не изжить это полностью, то свести отклонения к минимуму. И шины пошли нарасхват. В последние годы растет количество натурального каучука в шине - с начала 90-х его стало больше втрое. Именно он увеличивает связуемость элементов шин и их усталостную прочность, с ним покрышка эластичнее, на стыках деталей меньше концентрация нагрузок. Попросту говоря, она выдержит большее количество перегибов. Но есть еще тонкость. Чем больше стыков и соединений в конструкции колеса, тем больше его дисбаланс и меньше прочность. Разные части покрышки делают из разной резины: брекер из одной, боковину из другой, протектор из третьей. Последний тоже состоит из разных частей. На поверхности беговой дорожки резина работает в основном на истирание и должна обеспечивать хорошее сцепление с дорогой, быть износостойкой. Это один тип резины. Подканавочный слой другой, здесь важней связь с металлокордом. Прочность связи между этими слоями, наиболее удаленными от центра, весьма важна - от того, насколько точно и прочно собрана беговая дорожка, во многом зависит качество всей шины. Лучше всего соединять слои резины еще до вулканизации. На КШЗ, одном из немногих заводов в России, оборудование для этого есть. Причем от фирмы «Крупп». Экструдер стыкует в горячем виде (но не вулканизирует!) несколько профилированных полуфабрикатов, что обеспечивает точность и прочность соединения. В результате при сборке шины беговая дорожка идет одной, уже готовой деталью. Но и это не все. Завод закупил и готовит к пуску новый комплекс «Крупп», способный соединять и дозировать в горячем виде не два, а три слоя резины разных составов. А это уже самая передовая технология по мировым меркам. Что ж, поживем - увидим, каковы они в деле, новые кировские шины. 1»1МШИ ?ФL/КАЧЕСТВОПОСТАВЩИК ДВОРА...ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВата рождения Кировского шинного - 1943 год. Эвакуированный из Ярославля завод выпускал шины для знаменитых полуторок. Во время войны, да и после нее завод в основном работал на ГАЗ. Шинами Кировского комплектовали ГАЗ-51, позже ГАЗ-53, ГАЗ-66, а еще ЗИЛ-131, бронетранспортеры, пушки. На предприятии, выпускавшем продукцию для армейской техники, - военная приемка, жесткая дисциплина, отборные кадры. Кировские шины отправляли только на конвейеры автозаводов ив розничной продаже они не встречались.ДС ЛОГОТИПОМ КШЗКачество достигается рецептурой резины, конструкцией, материалами (проволока, текстиль), рисунком. Тут много секретов, у каждого завода-свои. Один из них-соотношение каучуков в беговой дорожке. Бывают комбинации из двух, трех каучуков. Их процентное отношение существенно влияет на сцепные свойства шины, сопротивление качению, шум. Не говоря о том, что самих каучуков множество. Даже от поставщиков зависит... У КШЗ серьезный входной контроль сырья, а на выходе проверяют дисбаланс, радиальное и боковое биение, силовую неоднородность каждой покрышки. Колесо «винтом» выйти за ворота завода не может. Любое, взятое наугад товарное колесо будет соответствовать TV - утверждают руководители завода. наружным диаметром, подошли для «Бычка» и ходят до 40 тыс. км - намного больше, чем шины некоторых других производителей. Но и это еще не все. Кировчане разработали и выпустили шины для «Москвича» и ВАЗа (для последнего - дорожную, потом зимнюю, с направленным рисунком протектора). Сейчас завод производит практически весь ассортимент легковых шин. Более того, УАЗ, ГАЗ и ВАЗ («Нива») уже комплектуют ими свои автомобили. Стать поставщиком автозавода непросто - там к новеньким весьма придирчивы. ВАЗ, к примеру, проводя испытания, сравнивает шины с лучшими отечественными и зарубежными аналогами. И только после этого принимает решение о допуске их на заводской конвейер.В 90-е годы сбыт шин упал - выпуск машин, для которых они предназначались, практически остановился. Положение спасла «Газель». В1994 году с конвейера завода сошла первая шина для новинки ГАЗа. Далось это нелегко. Поначалу были нарекания: шины трескались по кромке стыка протектора и боковины, а «гладкий» дорожный рисунок сводил проходимость «Газели» на нет - она буксовала чуть ли не на асфальте. Постепенно заводчане решили эти проблемы и освоили производство шин для малых грузовиков, так что модель К-156 даже оказалась в числе победителей конкурса «100 лучших товаров России». Отметим особо, что именно по совету специалистов КШЗ Горьковский завод «ушел» от маленьких 15-дюймовых колес, задуманных для «Газели». Поверив в свои силы, завод разработал и выпустил шины для «Соболя» и «Волги», которыми ГАЗ комплектует свои машины. Подготовили «обувку» и для нового УАЗа - как повышенной проходимости, так и дорожные. Именно они, 16-дюймовые, с увеличенным