54
55
ТЕХНИКАВ ТОЛЬЯТТИ СДЕЛАЛИ ГРУЗОВИЧОК « О СОБОПОВЫШЕННОЙ » ПРОХОДИМОСТИТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН200154КАПРИЗ МИЛЛИОНЕРА Подобные автомобили (не путать с гусеничными машинами) впервые появились в Англии под маркой «Lynx». Шарнир позволял половинкам кузова поворачиваться друт относительно друга. В Тольятти идею создания подобной конструкции завез один миллионер еще в начале 90-х. Он заказал «Восточному кольцу» - фирме, в то время выпускавшей рамные пикапы «Бизон» на агрегатах «Нивы», опытный образец такого автомобиля с силовым агрегатом «Самары» и среднемоторной компоновкой. Кабину пожелал трехместную, с водительским креслом посредине чтобы приспособить вездеход ик лево-, и к правостороннему движению. Такой вот автомобильчик для развлечений. Конструкцию создали очень быстро. Построили и альтернативный вариант с агрегатами «Нивы». Но с миллионером не сошлись в цене - идея, увы, не нашла развития. Позже сделали подобную машину для геологов на базе УАЗа, но и она осталась невостребованной. Более чем через десять лет об этом наследии вспомнил автор конструкции - Валерий Петрович Яковлев, работающий в фирме ВИС - «ВАЗинтерсервис». Вездеход с шарниром сделали быстро - естественно, на базе полноприводного грузовичка ВИС-2346. Так в 2000 году на свет появился «Капрал». ПИКАП РАСПИЛИЛИ... Но это только полдела. Между полурамами кабины и кузова вставили большой подшипник, позволяющий «половинкам» поворачиваться одна относительно другой на 40 градусов. Ограничители не дают частям машины закрутиться на больший угол. Карданный вал, тросы управления стояночным тормозом и топливные трубки (бак расположен под кузовом) проходят сквозь подшипник. Система выпуска остается на передней половине - закреплена на задней стенке кабины. Изюминка «Капрала» - блокировка поворотного подшипника, при помощи которой «скручивающийся» вездеход превращают в обычный автомобиль для езды по твердым дорогам. На задней стенке кабины закреплен «жи-Карданный вал и тросы ручника проходят сквозь подшипник шарнира Средний - рычаг стояночного тормоза, крайние для раздельного лодториаживания задних колес гулевский» щит с тормозными колодками, а барабан тягами соединен с задней половинкой машины. В кабине рычаг, аналогичный ручнику. Затянул - половинки стопорятся и «Капрал» превращается в обычный полноприводный ВИС-2346. Еще один элемент повышения проходимости - стояночный тормоз с раздельным управлением. В дополнение к стандартному рычагу есть еще два, только без фиксаторов. Они позволяют подтормаживать любое из задних колес поодиночке. Если одно из них буксует - подтормозив его, перераспределяем крутящий момент на колесо другого борта. По словам автора конструкции, любой автомобиль (все-таки лучше рамный) нетрудно переделать в «скручивающийся». В качестве подшипника подойдет опорно-поворотное устройство (они бывают разных размеров), используемое в станках-роботах. Цена переделки и увеличение материалоемкости конструкции - примерно 10% от стоимости серийного автомобиля. ВТЯНИТЕ ЖИВОТ, «КАПРАЛ»! По асфальту грузовичок движется как обычный - заторможенный шарнир ничем себя не выдает. Машина довольно резво разгоняется, поворачивает и рулится без проблем; на трассе держит 120. Съезжаем на разбитую грунтовку и отпускаем «поворотный» тормоз. Впечатление, будто пикап пошел мягче. Специально выбираю дорогу похуже где ям больше. Чтобы понять разницу, проезжаю один и тот же участок дважды. Первый раз - с блокировкой шарнира. Грузовичок, как утка, переваливается с боку на бок на кочках, глубокую канаву удается переехать только с хода. Медленно и аккуратно не получается - диагонально расположенные колеса вывешиваются, беспомощно вращаясь в воздухе, и машина останавливается. Теперь то же самое, но уже с «распущенным» шарниром. Валкость «Капрала» разительно уменьшилась. Передние колеса идут сами по себе, задние - будто отдельно от передних. Косую канаву преодолеваю легко. Останавливаюсь в самом изломе и без буксования трогаюсь с места. Интересно! Ищу высокий бруствер и захожу на него под острым утлом. Плавно переваливаю его передними колесами и... задеваю «животом». Вот тебе и на! Подшипник-шарнир висит в самой середине базы и цепляется за холмики. Правда, он не боится подобных контактов - конструкция, по заверениям автора, очень прочная. Кое-как сползаю с бугра. Снова еду по канавам в поисках места, где можно попробовать «бортовой ручник». К сожалению, вывесить «Капрал» так и не удалось - пришлось довольствоваться грязью нашего импровизированного автополигона. Что ж, подтормаживание колеса, потерявшего сцепление с дорогой, немного помогает, но, конечно, не панацея. К тому же пользоваться им следует очень аккуратно, иначе можно вызвать интенсивный износ тормозных колодок, сателлитов дифференциала и... засесть в лужу основательно. А небольшую речушку с песчаным дном грузовичок форсировал даже без намека на буксование. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ? Конструкция вездехода показалась очень интересной, у нее есть очевидные достоинства. Шарнир, позволяя половинкам машины смещаться относительно друг друга, по сути, увеличивает ходы подвески. Благодаря этому «Капрал» уверенно движется по пересеченной местности. Здорово, что шарнир блокируется - иначе, накренившись в быстром повороте на шоссе, машина может начать скручиваться. Самый главный минус - низко висящий «живот», цепляющий за бугры и гребни. Пожалуй, отмечу еще один недостаток: шарнир фиксируется при любом относительном положении половинок. А надо бы в строго определенном, чтобы исключить блокировкуШарнир дает дополнительные шансы. с перекосом мостов. Правда, конструктор утверждает, что нашел новый вариант шарнира, не ограничивающий радиус продольной проходимости автомобиля. Сомнения, возникшие в ходе знакомства с «Капралом», касаются надежности и долговечности трансмиссии. Ведь именно на нее во время скручивания машины действуют повышенные нагрузки, особенно если по неровностям ехать не очень медленно. Поворот задней «половинки» машины относительно передней изменяет крутящий момент на коробке и «раздатке». И все же, несмотря на недочеты, предложенная конструкция уникальна, она заслуживает внимания. А ответить на вопросы и рассеять сомнения могут только всесторонние испытания. I3PI Выхлопная система целиком расположена на передней части автомобиля.