162
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |Основные причины отказов датчиков положения дроссельной заслонки: быстро стирается резистивный слой на пластине; ослабевает прижимная пружина./РАССЛЕДОВАНИЕНА НЕВИДИМЫХ ДОРОЖКАХ...ПРЯТАЛАСЬ ПРИЧИНА МАССОВЫХ ОТКАЗОВ ДАТЧИКОВ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВЗти комплектующие для впрысковых моторов «самар» и «десяток» производит ООО «Автокомплект», дочернее предприятие «Арзамасского завода радиодеталей». Туда и отправился ваш корреспондент, прихватив несколько неисправных узлов. Начнем с истории. С 1996 года Волжский автозавод стал постепенно отказываться от импортных компонентов в системах управления двигателем. В Арзамасе, где набили руку на различных резисторах, взялись в короткие сроки подготовить замену «джи-эмовскому» датчику положения дроссельной заслонки. Через некоторое время отечественные компоненты уже работали на впрысковых «самарах»... только, увы, не подолгу. Основной причиной был износ резистивного элемента внутри датчика (см. фото). Контакты ползунка, жестко связанные с осью дроссельной заслонки, со временем «протаптывали» глубокие следы на дорожках пластинки, и датчик выдавал ложные сигналы. К прежним арзамасским резисторам (например, для радиопромышленности) предъявлялись менее жесткие требования по износостойкости, теперь же предприятию пришлось искать новые материалы, дорабатывать конструкцию датчика, совершенствовать технологию.Так устроен датчик положения дроссельной заслонки: 1 -ось дроссельной заслонки; 2 - корпус; 3 - резистивная пластина; 4 - контакты разъема; 5 - прижимная пружина; 6 - сальник; 7 - контакты ползунка; 8 - возвратная пружина; 9 - крышка.Это была основная болезнь, косившая все датчики без разбора. Кстати, и отказавшие изделия, которые мы прихватили с собой на завод, тоже были ей поражены. Другая проблема заключалась в неверно подобранном усилии пружины, прижимающей резистивную пластину к контактам разъема. Эту массовую неисправность на заводе устранили довольно быстро, и больше она не докучала. Средство от основной болезни искали намного дольше. Первым делом изменили состав пасты, которая наносилась на пластину. Пришлось отказаться от отечественного сырья в пользу импортного. Этого оказалось недостаточно. Тогда взялись за технологию нанесения пасты на пленку. Параллельно работали над контактами ползунка. И вот к концу 1999 года на свет появились модернизированные датчики положения дроссельных заслонок, вобравшие в себя все передовые наработки. На заводе уверили, что эти компоненты системы управления не будут доставлять хлопот автолюбителям. Кстати, в 2000-м датчики сменили еще и окрас - из рыжих превратились в серые, а в нынешнем году корпус стал черным. Заводские специалисты обещали в ближайшее время увеличить ресурс еще в 1,5 раза. Что ж, запас карман не тянет, а пока остается надеяться, что и датчики, которые сегодня выпускает Арзамас, не вызовут нареканий, тем самым искупив вину предшественников. 1»1