17
18
/АВТОЗАПРАВКАПРОВЕРКИ У ДОРОГИТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИНо данным Российского топливного союза, в «образцовой» Москве сегодня продается 17%, мягко говоря, «некачественного» бензина, а в целом по России - около 40%. В разных регионах эта цифра «гуляет». Например, в Московской области, которая начинается в 20 км от Белого дома и здания Госдумы, 46%. Позвольте, а как же система контроля АЗС, санкции в виде штрафов, изъятия лицензий, суда, наконец? Чтобы составить представление о том, как это все действует, было решено выехать за пределы Москвы в рейд. При слове «рейд» почему-то всегда вспоминается война и бородатые партизаны, нападающие глубокой ночью на вражеский штаб. Или работники прокуратуры с помощниками в масках, врывающиеся куда-то, чтобы изъять секретные бухгалтерские документы. Как бы то ни было, ИНОГДА ПОД ВИДОМ рейд, который мы проводили совместно с работниками трансТОПЛИВА В БЕНЗОБАК портной инспекции в Твери, МОГУТ НАЛИТЬ ТАКОЕ.. представлялся поначалу как событие из ряда вон выходящее. Ожидался, как минимум, внезапный стому «пистолеты») германского произ«наезд» на АЗС с попыткой автозаправводства, обслуживающий персонал одет щиков замести следы преступлений... в чистую форму... Загляденье! В городе и на трассе Е-95 владелец - фирма «РатНичего подобного не случилось. мир-Сервис» содержит еще 11 АЗС, и все, говорят, такие: с мойками, шиноКАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ТВЕРИ В рейд по качеству бензина Сергей монтажом, кафе. Данилов, ведущий специалист РоссийСергея Данилова здесь, видимо, хороской транспортной инспекции по Твершо знают - беспрекословно пропускают ской области, отправился на редакциво все помещения, выдают требуемые онном автомобиле ЗР В автопарке индокументы. Просмотрев их, он выходит спекции машин немало: есть УАЗы, удовлетворенным - все в порядке. Мы, «жигули», «нивы», и все они практичеправда, про себя удивились: никаких ски весь январь простояли на приколе - проб топлива инспектор не делал. Но он не было денег на бензин. Министерство ведущий специалист - ему и виднее... не перечислило. Следующая красавица АЗС принадПервая же АЗС, к которой мы подъележала другой крупнейшей местной хали, как картинка: выкрашенная в ярсети - «Концерн «Европа». Все докукие цвета, новая, современная, все ТРК менты, лицензии и сертификаты на то(топливно-раздаточные краны, по-про- пливо тоже в полном порядке. Впро-ПТак должно быть везде! Пробы отбирает специалист московской транспортной инспекции.чем, далеко не все 223 АЗС Тверской области могут похвастать современным европейским оборудованием. Да и местные водители рассказывают многочисленные «страшилки» про «стукнувший» ф азу после заправки движок. Особенно много нареканий на бензин фирмы «Макон» - говорят, что те делают его по так называемой «весельной» технологии, смешивая вручную в примитивных емкостях газовый конденсат (октановым числом 45!) с различными присадками. Страшно представить, что будет с двигателем после знакомства с таким «бензином»... А что думает по этому поводу защитник наших с вами интересов - транспортная инспекция? - До нас доходили подобные разговоры об этой фирме, - говорит начальник отделения Геннадий Бердников. - Но, к сожалению, мы не можем это доказать. Проб топлива не делаем - единственная лаборатория в области, которая может провести квалифицированный анализ, принадлежит АО «Тверьнефтепродукт» (которое, в свою очередь, принадлежит «Сургутнефтегазу»), куда нас не допускают. Так что пока за качеством бензина в Тверской области следят по бумагам, предоставленным... самими АЗС. А вы можете себе представить владельца бензоколонки, который покажет инспектору документ о том, что его бензин не соответствует ГОСТу? Такому место не в бизнесе, а в сумасшедшем доме... - Ни одного случая, чтобы мы наказали какую-то фирму за торговлю некондиционным топливом, оштрафовали или отозвали лицензию, не было, - честно признается Сергей Данилов. - Если наказывали, то в основном за нарушения правил противопожарной безопасности или ГОСТов при проведении строительных работ. , АКТУАЛЬНО Jпливу). Забраковано 13 757 тонн нефтеА КТО НЕ ХОЧЕТ... Что происходит в других городах и продуктов почти на 100 млн. руб., у черегионах, узнать, к сожалению, непротырех предпринимателей были приоссто: с некоторых пор Российская транстановлены лицензии, 12 руководителей портная инспекция в большинстве субъАЗС привлечены к административной ектов федерации (Тверь в их число пока ответственности, а по наиболее злостне попала) контролем качества топлива ным нарушителям информация была не занимается, оставив эту грязную рапередана в правоохранительные органы боту неизвестно кому (зато, сохранив и прокуратуру. Таковы данные только по-прежнему «сладкие» функции - липо одной области. цензирование АЗС и перевозочной деятельности). Поэтому никаких статистиСПАСИБО ЗА ШТРАФ... Это, конечно, радует, что хотя бы в ческих данных РТИ не имеет. Короче говоря, у государства нет сегодня единой Тюмени поймали за руку тех, кто разбаполитики в этом, отнюдь не второстевляет бензин и подмешивает в него всяпенном деле и заниматься качеством токую гадость, и что они будут наказаны. плива в стране может кто хочет. А кто не Только вот как? хочет, может и не заниматься. Вроде бы - Проблема в том, что наказания, уссовершенно не важно, что зальют в бентановленные по закону, неадекватны зобаки тридцати с лишним миллионам серьезности нарушения, - считает прероссийских автомобилей, сколько после зидент Российского топливного союза этого проживут их движки и сколько деСергей Борисов. - Штраф за продажу нег утечет в «тень». Такая, видите ли, некачественного бензина - 50 МРОТ, то ерунда... есть меньше 200 долл. Это просто смешПравда, в некоторых регионах России но! Нечестный предприниматель, исфлаг, выпавший из слабых рук транспользуя разные лазейки, за день может портных инспекторов, обещают подхваполучить прибыль, в сотни и тысячи раз тить работники создаваемых в недрах превышающую этот штраф! И мехаМинистерства топлива и энергетики иннизм отбора лицензии очень сложный спекций нефтяных. Их на это сподвиг это сделать может только суд, и у трансприказ уже бывшего министра Калюжпортной инспекции нет для этого ни ного. Но опять же неизвестно, в каких сил, ни специально подготовленных юристов, поэтому максирегионах нефтеинспекмум что делается - отзывации уже созданы и выют временно (на 3 месяца) полняют свои обязанлицензию. Так что резульности по проверкам таты проверок часто остакачества топлива, а в ются лежать мертвым грукаких - только собиразом... ются. Один положи8 тельный пример нам Согласен с ним и Алекуже смогли привести сандр Завражин, началь1 - 0 0 нефтеинспекция Тюник отдела лицензироваменской области. Там ния АЗС, экологии и безомолодой отдел контпасности на транспорте роля качества нефтеМосковской транспортпродуктов взялся за ной инспекции (может дело рьяно: в пробыть, единственной шлом году его инспетранспортной инспекции кторы отобрали почРоссии, где регулярно отти полторы тысячи бирают пробы на качестпроб на нефтескладах во топлива). и АЗС. По результа- У нас нет радикальтам анализов 287 ных мер воздействия на (203%) из них признанарушителей. В декабре ны не соответствуюпрошлого года мы обращащими требованиям лись в правительство МоСовременные АЗС ГОСТа и ТУ по показасквы с просьбой увеличить это еще и место, телям качества (выше штрафные санкции до 1000 где можно перекусить, отдохнуть, повсего - 28^% - претенМРОТ, но получили отказ звонить домой.. зий по дизельному тоэто противоречит действующему КоАП, где верхняя планка штрафов установлена в 100 МРОТ. Московская городская дума два года назад приняла специальный закон «Об ответственности за реализацию некачественного моторного топлива», где сказано, что в случае продажи ГСМ, не соответствующих ГОСТам, незаконно полученная прибыль изымается. Только вот никто не может пока сказать, как именно подсчитать размер этой незаконно полученной прибыли, а также объяснить, как ее изымать. Разработчики закона не прописали такой механизм. Словом, в нашей «правовой» стране можно по закону (!) легко схлопотать 15 суток ареста за спор с инспектором ГИБДД и по закону же - регулярно гнать «бензин» из газового конденсата, получать при этом сверхприбыли и время от времени платить штрафы из кар манных денег. Вот такая «логичная» политика у нашего государства! Хотя, если не проверяют качество топлива - нечего и наказывать. Есть логика... Больше всего такое положение изумляет иностранцев. Д жефф Фрэнке, глава представительства «Бритиш Петролеум» в России, никак не может понять, что же это за «честная конкуренция», когда одни вкладывают капитал в строительство современных автозаправочных комплексов, следят за качеством топлива, а в это же время рядышком можно совершенно спокойно продавать под видом бензина непонятно что и уходить еще при этом от налогов. Господин Фрэнке работал во многих странах, но такого не встречал нигде. Возмущенный, он разослал письма во все заинтересованные инстанции, где предложил ввести жесткую систему штрафов, чтобы исключить случаи продажи некачественного топлива. Например, обнаружили незначительные отклонения от ГОСТа - АЗС или поставщик топлива выплачивают штраф 1000 долл.; отклонения значительные - штраф увеличивается до 2000-10 000 долл. Попался во второй раз - плати от 4 до 20 тыс. долл. и проверять тебя будут не реже раза в месяц. Ну а если ив третий раз нарушил АЗС должна быть закрыта на срок не менее 3 месяцев, а поставщику запрещено работать на рынке в течение года. Меры, конечно, строгие, но справедливые. По словам г-на Фрэнкса, подобные существуют во всем цивилизованном мире. Только не у нас... 1»1Аи95 с. г, .-.з. U О-,-АИ92 А76а ш1ш