46
47
НВремени для проектирования было так мало, что на первом этапе решили ачалась история «Нивы» традиобойтись без дизайнерской проработционно для того времени. Летом ки внешнего вида. А компоновочные 1970 года завод и город Тольятти решения принимали по ходу разрапосетил Председатель Совета Миниботки машины. И меньше чем через стров СССР Алексей Николаевич Кодва года на свет появился первый сыгин. С удовлетворением отметил опытный образец полноприводного достижения заводчан - создание авВАЗа. По тем временам - небывалые томобиля «Жигули» ВАЗ-2101 и матемпы создания автомобиля. У него кета «Люкс» - ВАЗ-2103. Однако, забыл открытый, как и полагалось джиботясь о трудящихся сельской глупам той эпохи, утилитарный кузов с бинки, глава правительства предлоплоскими панелями, легким тентом и жил сконцентрировать усилия на нооткидывавшимся вперед ветровым вом направлении - создать автомостеклом. Но со своей изюминкой биль, подобный «Жигулям», но повесьма передовой «начинкой». вышенной проходимости. По-настоящему уникальным стал сиДля этого было два пути. Первый, ловой агрегат. К опытному образцу 1,6более простой - улучшить проходилитрового двигателя с коробкой перемость уже готового к производству дач жестко пристыковали «раздатку». ВАЗ-2101, приподняв его над землей Ее входной вал соединили с валом кои оснастив передним ведущим мосробки передач эластичной резиновой том. Отечественный автопром имел муфтой. Редуктор переднего моста был опыт таких разработок: вспомните жестко связан с мотором. Таким обраполноприводную «Эмку» ГАЗ-61, зом двигатель, коробка передач, раздапозже «Победу» М-72 и «Москвич- точная коробка и редуктор переднего 410». Но тот же опыт, сын ошибок моста составляли единый агрегат. Оттрудных, подсказывал: настоящего менная конструкция. «Раздатка» крути«проходимца» так не получить. Остала передний мост через обычный вал вался второй путь, более сложный, без карданов! ШРУСов у нас тогда еще но многообещающий - создавать не было, поэтому внутренние шарниры оригинальный автомобиль. Его и передних приводов имели скользящие приняли. Решили сотворить полносухари. А наружные представляли соприводник с несущим (!) кузовом, мабой двойные крестовины. ксимально используя детали и узлы Самой интересной в трансмиссии, «Жигулей». несомненно, была раздаточная коробТЕКСТ / СЕРГЕИ МИШИН •ОТО / ВАДИМ КОТЛЯРОВ машин, с постоянным полным дифференциальным приводом, собрали четыре. Эта схема позволила использовать с небольшими изменениями задний мост «Жигулей», так как на него передавалась лишь половина крутящего момента. К великому сожалению, стремление упростить производственные технологии и удешевить машину привело к тому, что корпус «раздатки» «отделился» от корпуса коробки передач. На «Ниву» встала коробка от «Жигулей» практически без изменений. Неплохо? Да. Но возникла новая проблема: карданные валы, соединяющие теперь «раздатку» с коробкой передач и передним мостом, оказались источником дополнительных вибраций и шума. На серии 2Э2121 тормоза передних колес стали дисковыми, а запасное колесо улеглось под капотом. Образцы 2Э2121 вынесли груз испытаний на надежность, в том числе южных и «горных» - в Средней Азии. Послужили они и для многочисленных лабораторных работ. А одна из машин больше года находилась в кремлевском гараже. Поговаривали, будто сам Генсек, товарищ Леонид Ильич Брежнев, на ней на охоту ездил. В начале 1974 года два образца «Нивы» уже третьей (ЗЭ2121) серии были представлены на приемочные испытания - и успешно их выдержали, преодолев почти по 60 тысяч километров. Затем построили образцы четвертой серии - на них проверяли эффективСентябрь 1973. Первый испытательный пробег, ность доводочных работ по полученпограничный город Термез на Аму-Дарье (В. Фаным в ходе государственных испытатеев, П. Прусов, С. Четвереков, а Котляров). ний замечаниям. Чем быстрее устраренность: вазовский вездеход полунялись недостатки нового автомобиля, чился! Между тем, помня наказ претем реальнее вырисовывалось его масмьера, дизайнер Валерий Семушкин, совое производство. увлеченно работавший над обликом Ав феврале 1976 года собрали опытбудущей «Нивы», и ее ведущий констно-промышленную партию из 50 авторуктор Петр Прусов представили колмобилей - так рапортовали XXV съезлективу первый вариант закрытого ду КПСС (точнее, людям, возложивнесущего кузова. С ним комфорт бушим на заводчан столь ответственное дущего вездехода предполагалось дозадание). Наконец, в апреле 1977 года, вести до роскошного, близкого к «жичерез пять лет после рождения первогулевскому». Круто! Даже по меркам го образца, автомобили ВАЗ-2121 назападных ведущих автостроителей. чали сходить с заводского конвейера. Кузов понравился и главному констЭти «нивы» положили начало целой руктору В. Соловьеву. Так молодые ва- когорте удачных полноприводников. зовцы надолго определили направлеПоздравляем! 1»1 ние развития комфортабельных вазовских вседорожников. АВТОР БЛАГОДАРИТ СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ ВАЗА Образцы 2Э2121 второй серии уже «РАССВЕТ- ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ были с закрытыми кузовами. Таких ИНФОРМАЦИЮ. ка. У рычага управления пять позиций: подключен только задний мост, подключен только передний мост, подключены оба моста (с жесткой связью), понижающая передача (при этом «жестко» подключены оба моста), нейтраль. С такой «раздаткой» автомобиль в секунду превращался в задне-, передне- или полноприводный. Эта многовариантность оказала неоценимую услугу испытателям при исследованиях проходимости и управляемости. Впоследствии, удешевляя производство, от такой «раздатки» отказались (а жаль!), оставив постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Передний оказался малопривлекательным в условиях бездорожья, а задний «не проходил» с точки зрения устойчивости и безопасности. Такую, попроще, раздаточную коробку применили уже на следующих образцах будущей «Нивы»-2Э2121. После полугода испытаний и сравнения машины с ГАЗ-69 появилась уве-1974. Госиспытания, пробег по Уралу.1975. Образцы 4-й серии, доработанные после госиспытаний на Памире. 1975. Образцы 4й серии в Средней Азии: проверка бродопроходимости.