158
159
160
МЫ И АВТОМОБИЛЬВМшШ\ 111I\&QkU.S.'ДОМ С КОЛЕСАМИРАССКАЗЫВАЮТ / КАМИЛЬ ШАИДАРОВ, ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВА, КАЗАНЬ/ПУТЕШЕСТВИЕСТРАНСТВИЯ НА АВТОКЕМПЕРЕ - ОСОБЫЙ ВИД ОТДЫХАЗакончился приятно-хлопотный период подготовки - 16 августа выехали из Казани в столицу. Пока турфирма КАЗАНЬ-ЛИССАБОН, в Москве оформляла шенгенскую виДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ... зу на 30 суток, прокатились по ЗолоНесколько лет назад совершенно тому кольцу. И вот, наконец, 27 авгуслучайно я стал владельцем авто- ста мы на польской границе. Перед кемпера на базе «ФИАТ-Дукато». нами немолодой «Опель» - семейство Некий итальянец рискнул путешестедет отдыхать в Испанию, причем не вовать по России, но добраться дальв первый раз. Главный мотив: вчетвеше Чебоксар не смог - вода в топлиром на машине гораздо дешевле, чем ве «убила» двигатель. Хозяин версамолетом, не говоря о впечатлениях нулся домой самолетом, продав и свободе передвижения. ФИАТ в непокоренной и загадочной Собственно, единственной проблестране. Машина сменила четырех мой в Польше для нас оказались деньхозяев, но так и дошла до меня с ги: в ходу исключительно злотые, а мертвым дизелем. Ремонт для русобменных пунктов не так много. Если ских умельцев - не из самых страшоплачивать заправку приходится ноных. Оживший кемпер за пять лет чью, то это вообще проблема. стал буквально членом семьи, немаИз Польши в Германию, затем Авло повозив нас по России. Прошлым стрия, Италия, Франция, Испания и летом мы решили совершить вояж в Португалия. На красотах мест, котоЕвропу, благо, дети доросли до того рые мы проезжали, останавливаться возраста, когда из обузы в дороге не буду - они многократно описаны в превратились в самых жадных искапутеводителях и материалах о путетелей впечатлений. шествиях. А вот особенности поездки на автокемпере весьма любопытны. Мы, конечно же, не одиноки - дома на колесах очень популярны в Европе, есть и соответствующая инфраструктура. На большинстве бензоколонок - приспособления для заправки чистой водой и места для слива грязной. Специальные стоянки и вовсе обеспечивают туристов всем необходимым. Автопутешественники являют собой дружное братство: приветствуют друг друга на дорогах, готовы помочь при необходимости. Состав довольно пестрый, чаше встречаются седые солидные бюргеры с внуками, но попадались и молодежные команды, направляющиеся к океанским пляжам Португалии и Испании на микроавтобусах, увешанных серферами. Автодом позволяет серьезно сэкономить в путешествии. И не только на транспортных расходах, но и на гостиницах и еде: макароны, крупы, картошку и тушенку мы везли с собой. Но даже если покупать продук-D0Z ты в супермаркетах и на рынках, это обойдется куда дешевле обедов в ресторанчиках - естественно, когда под рукой плита и холодильник, совсем как дома. Тринадцатое сентября стало для нас черным днем - в автодом, разбив окно, залезли воры. Прихватить они успели лишь рюкзак с учебниками детей, но переполоху наделали. По скоростным платным дорогам ехать хорошо и быстро, но не интересно. Они идут в стороне от городов и деревень, а во многих местах огорожены высоченными звукопоглощающими барьерами, которые закрывают все прелести окружающего мира. Проложенные рядом бесплатные трассы ничуть не хуже по качеству покрытия, а светофоры и перекрестки с лихвой компенсируются близостью к жизни и обилием впечатлений. Самой же большой трудностью была парковка в городах. За весь европейский пробег проблем с дорожной полицией не было: во-первых, на кемпере особо не разгонишься, а во-вторых, понимая, что любой турист везет доход и городу, и стране, полицейские гостеприимны и снисходительны. Поневоле вспомнилось обременительное внимание наших инспекторов - пока доехали от Казани до российской границы, нас остановили 22 раза! Если бы за нарушения, а то «Что везем? А что это за машина такая? Разрешите взглянуть... Ух, ты!.. Вот это да-а-аа!..» Да, необычно, но мы проводить такие экскурсии просто устали. А мимо в это время ползут фуры, которые мы десять минут назад с таким трудом обогнали - запас мощности у «Дукато» невелик. Один сержант простодушно рассказал, что несколькими днями раньше остановил иностранцев на похожих машинах, так те переполошились, сувениров надарили. Ведь для любого иностранца это жуткий стресс - он ничего не нарушал, а его, законопослушного, останавливает представитель власти! Цены на сервис и запасные части колеблются от страны к стране. Например, в Италии или Франции одно колесо стоит долларов 120-140. А в почти безналоговой Андорре - всего 50 с монтажом и балансировкой! Естественно, тут-то «Дукато» из Казани и «переобулся». Если нужна какая-то конкретная деталь, например стартер, то ее разумно поискать на автосвалках. Зазорного в этом ничего нет - многие экономные люди так и поступают. Тем более, что хозяева свалок сами разбирают автомобили и предлагают к продаже пригодные узлы и детали. Чем богаче страна - тем менее изношенные машины выбрасывают. Германия - яркий тому пример. Ровно через месяц 26 сентября пересекли российскую границу, а спустя еще три дня были дома. Вместе с путешествием по Золотому кольцу наши затраты распределились следующим образом. Расходуя в среднем по 13,5 л дизтоплива на 100 км, мы заплатили за него $950. На замену четырех колес ушло $200, еще $200 - на стартер (сгорел по дороге) и всякую автомелочевку. Турагентство взяло $240 за четыре визы, медицинские страховки - $260. В общем, за 45 суток и 18 тысяч километров впечатлений наши расходы вместе с едой, сувенирами и билетами во всевозможные парки и музеи для семейной команды из четырех человек составили $2400. Мы довольно много путешествуем семьей и можем сравнивать - за такие деньги могли бы слетать на пару недель в приличный отель на курорт средней руки. По объему впечатлений и ощущению полной свободы это несопоставимо. Теперь в Европу только на кемпере! .•"V•'»,У_ЗА АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТОЙ (Рассказ автодомохозяйки) Некоторое время спустя появилась возможность съездить в Соединенные Штаты. Нас предупреждали, что целиком семью американцы ни за что не пустят - а вдруг мы все там и останемся? Советовали ходить в консульство порознь: мне с сыном, мужу - с дочкой. Мы действительно видели множество отказов, но наш авантюризм, видимо, импонировал строгим американским властям. Окончательно они поверили в чистоту наших помыслов, лишь увидев фотографии европейской части путешествия. Правда, скептически поинтересовались, как мы надеемся за 20 дней узнать всю Америку. Ответили, что таких иллюзий не питаем - познакомиться еще можно, но для того, чтобы писать книгу о путешествии (а это была задачамаксимум), надо ехать надолго. И тут... нам предложили визу сразу на год с правом многократного посещения! Встретившие в Нью-Йорке друзья потащили к себе домой, в Висконсин: первую тысячу миль на северо-запад проехали на их машине. Эта поездка дала опыт - американские дорожные знаки отличаются от европейских, да и вообще путешествие по чужой стране лучше начинать с инструктором. В Висконсине мы обзавелись транспортом для дальнейшего путешествия. Автодом размером нашего «Дукато» летом сдается напрокат за $50-100 в сутки (стоимость разнится в зависимости от срока аренды). Но, во-первых, мы приехали в «не сезон», во-вторых, туристический бизнес в Америке вообще переживал кризис после событий 11 сентября. Нам предлагали просто гигантские автобусы с раздвижными боками и крышами, трансформирующиеся чуть не в коттеджи. В результате за «смешные» $60 в сутки мы арендовали новенький кемпер «Харрикейн» на шасси «Форда», чуть не вдвое больше нашего ФИАТа. Американцы в кемперах не только путешествуют, но и живут, поэтому для домов на колесах там все приспособлено еще лучше, чем в Европе. Есть, например, придорожные прачечные самообслуживания, где буквально за копейки белье можно постирать, высушить и отгладить. Удобнее с парковками, да и топливо стоит столько же, сколько в России. Довелось нам столкнуться с автосервисом. Как-то непредсказуемо стал отказывать стартер - ну, не везет нам с ним в путешествиях! В салоне щелчки реле есть, а стартер мертвый. Схема отсутствует. Муж залез под машину и замкнул контакты своей отверткой (инструмента с машиной тоже не было). Стартер заработал и двигатель завелся. Потом приходилось делать так не раз, но однажды в дождь лезть под машину не захотелось. Завелась бы и «с ходу», да кто толкнет? Американцам объяснить это невозможно: нам предлагали вызвать техническую помощь, службу «911», полицию, но просто толкнуть ни в какую. Опять мужу пришлось нырять под машину - удивление окружающих граничило с шоком. На сервисе было еще смешнее: не мудрствуя лукаво, там рекомендовали заменить стартер, хотя к нему-то как раз претензий не было. В другом месте пошли еще дальше: мол, необходимо... сменить двигатель! Да что там - без соответствующего подъемника никто не брался даже снять колесо для балансировки! Купив подходящий домкрат на бензоколонке, заменили бьющее колесо запасным - американцы оценили эти действия как подвиг. Из Висконсина в Висконсин через мормонский Солт-Лейк-Сити, Йеллоустонский национальный парк, атлантическое побережье (как же без СантаБарбары!), Голливуд и Диснейленд, ЛасВегас - 6000 миль за 17 дней. Так что по Америкам - тоже галопом. Ничего, у нас в запасе следующее лето...ЗАПИСАЛ АЛЕКСЕЙ СОЛОПОВ