114
115
116
I РЫНОК IОПОРНЫЙ ПРЫЖОККУПИВ ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ЧУТЬ ПОДОРОЖЕ , МЫ БЫЛИПРИЯТНО УДИВЛЕНЫТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН/ЭКСПЕРТИЗАСовсем недавно (ЗР, 2002, № 2) мы рассказали о наиболее доступных по цене трансмиссионных маслах группы вязкости 85W90, предназначенных для «Жигулей», «Волги», «Москвича», «Нивы». А если короче - о тех, что пришли на смену ТАД-17И. Сегодня, опираясь на результаты прошлого теста, делаем еще один шаг - оцениваем образцы следующей, более «зимней» группы 80W90. Впрочем, сопоставляя полученные данные, понимаешь, что речь не о шаге, а о прыжке - уж больно заметный отрыв от предшественников показала эта группа. Но, как принято, обо всем по порядку.ОТ ПЕЧКИДа простят нас самые любопытные и нетерпеливые, начнем все-таки не с результатов, а с краткого экскурса в теорию. Опыт общения с читателями показывает, что такой информации многим недостает. Итак, трансмиссионные (впрочем, и моторные) масла бывают или загущенными (читай, обычными), или незагущенными (иногда говорят «одномарочными»). Первые содержат загущающие присадки и имеют в обозначении вязкости две цифры (SAE 85W90, SAE 80W90, SAE 75W90), вторые не содержат загустителей и обозначаются одной цифрой (SAE 140, SAE 90, SAE 80). Несмотря на устрашающее слово «загущающие», вязкость при рабочей температуре у тех и других примерно одинаковаM0BILUBE HD В таблице внимательный читатель найдет четыре условных подхода к разработке трансмиссионного масла Вот один из представителей, позаботившийся в первую очередь о высокой хладостойкое™ и способности держать нагрузку. В самых экстремальных ситуациях (при 150Т ) вязкость этого продукта падает до 5 мм'/с - еще меньше было бы уже нехорошо.MobilА вот при низких температурах загупоставим масла вязкости 85W90 и щенные, как правило, оказываются 80W90. И, наконец, прикинем, понражиже, попросту говоря, получше. Но вятся ли претенденты отечественным есть и другая сторона у этой медали - машинам. без загустителей масло получается Прежде чем приступать к «разбору более термостабильным, что очень полетов», обратим внимание на коеважно при длительной работе в тяжекакие особенности, чтобы в отдельлых условиях. ных случаях избежать сравнения вВ прошлом тесте у нас было лоб. Например, не все образцы соодно незагущенное масло стязаются в хладоустойчивости «Кастрол ЕРХ90», в этом - тоже M0TUL GEARBOX одно, и опять «Кастрол», только А здесь получилось иначе Во главе уже ЕРХ80 - с меньшей вязкоугла именно экстремальная рабостью. Про эти продукты можно тоспособность к. соответственно, сказать: одно из них жиже, друумение держать нагрузку. Низкогое гуще. А вот как быть с осGEARBOX II1 >Т свойства - н а тальными... Масла с вязкостью уровне требований класса 80W и 80W90 и 85W90 будут иметь не более того. Впрочем, и этого в идентичную вязкость при рабобольшинстве случаев достаточна чей температуре (100°С), но вот Упрощенно можно сказать, что это масло ближе других к гонкам и при минус 20°С она может отлиспорту. Но еще раз предостерегачаться в несколько раз. ем от попыток запить это в коробИ последнее. Все загущенные ку «Самары». масла производители называют иные, наоборот, делают всесезонными, что не вполне корректно. Масла с вязкостью 85W90 ставку на работу в экстремальных усдолжны исправно служить при темловиях, а значит, на стойкость к высопературах до минус 12°С, 80W90 - до ким температурам. И еще. Предлагаминус 26°С, a 75W90 - до минус 40°С. ем считать незагущенный «Кастрол» Так что для жителя Сочи или Ставровне конкуренции. Не потому что он поля все они действительно всесезон- самый-самый, а потому, что другой ные, а москвичу или пермяку (про (подробнее об этом ниже). Итак, первый и, пожалуй, основЯкутию, так и быть, вспоминать не станем), выбирать масло следует все ной показатель, характеризующий уровень претендентов, - нагрузка же по сезону. сваривания, определяемая на стандартной четырехшариковой машине ПОЗНАЕМ В СРАВНЕНИИ Про точку опоры, наверное, трения. Учитывая, что проверяем мы говорить в очередной раз не масла GL-5 (те, что предназначены обязательно - сами все для гипоидных передач, в том числе знаете. Поэтому опредетяжело нагруженных мостов), полулим сразу - что с чем читься должно не менее 3280 Н. будем сравнивать. Именно столько требует стандарт. Образцов у нас деПретенденты выдали от 3283 до сяток, значит, на4635 Н. Это заметный прогресс, так Mobilube прашивается их как в прошлый раз результаты начиHD сравнение между нались от 2607 Н. В общем, зачет пособой. Далее обязалучили все. J8*«» тельно вспомним Но наш интерес к маслам на этом прошлый тест - со- не заканчивается. Хотя бы потому,теипе ит нь1е РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ№ п/п Образец, цена Производитель Нагрузка сваривания, H Вязкость динамическая Вязкость кинематическая при низких температурах, при высоких температурах, мм2/с мПа-с -20°С -30°С 100вС 150"С 23 057 100 716 14,2Mobllube НОНомMobil Oil Oy ab, Finland46355,0Цена 150 руб. MotuI Gearbox Product of MotuI 4635 15 341 168 570 19,27,5Шмш\ Цена 365 руб. П31 ZicGearoil SK Corporation, Korea 4381 13156 62 052 14,35,21 Цена 360 руб. " за 4лA JB German Oil Made in Germany 4635 20 750 127 900 14,65,5Jw щАЦена 130 руб. Tranself UE (F, B) 4381 22 022 112 267 15,65,7JэЮ к11' Цена 140 руб. ВР Energear Hypo Oil Plant Gent, Belgium 4381 22 280 176 250 14,05,2»***• Цена 150 руб. * та Ravenol]7Цена 140 руб. —• Statoil Цена 120 руб. Iw Castrol ЕРХ80RSV GmbH392022 500158 30014,55,3Product by Statoil, Lubricant Deutsche Castrol Vertriebsges, mbH Gamburg, Germany Manufacturing by Valvoline Europe, division of Ashland inc.368529 230142 08315,65,6328318 6609129513,55,0.ВЦена 145 руб. Р Valvoline Gearbox Цена 135 руб.328322 750113 30014,05,2•' I РЫНОК Iчто российские автозаводы предъявляют к трансмиссионкам свои требования и по части нагрузки сваривания - более жесткие. Так, АвтоВАЗ считает, что масла GL-5, заливаемые в трансмиссии его машин, должны выдавать не менее 3483 Н (355 кгс), а для АЗЛК вынь да положь все 3924 Н (400 кгс). Смотрим в таблицу: первому требованию удовлетворяют восемь, второму - семь из представленных образцов. Можно было бы в принципе и победителей назвать в этой отдельно взятой номинации, но не станем спешить. Взглянем еще и на вязкость при высоких и низких температурах - многое прояснится. Самый впечатляющий пример - от «Мобил» и «Мотюль». Поскольку угодить и нашим и вашим тяжело, каждый из них избрал свои приоритеты. «Мобил» взялся за хладостойкость, «Мотюль» - за работу в условиях перегрузок. В результате первый оказался чуть жиже при экстремальных холодах, второй - чуть гуще при сильном перегреве (очевидно, то и другое хорошо). Вот и скажи после этого, какое лучше. А теперь еще одна иллюстрация к тому, что понятие «хорошо» не бывает абсолютным. Как и обещали, поговорим о незагущенном «Кастроле». Мы уте знаем, что тягаться с загущенными маслами он может во всем, кроме температурно-вязкостного диапазона. Причем, чем шире диапазон работы «загущенки» (например, у 80W90 он шире, чем у 85W90, а у 75W90 и подавно), тем сложнее сравнивать загущенные масла с незагущенными. Если масло 80W90 может показывать нормальную вязкость при 100°С, хорошо держать нагрузку и одновреCASTROL EPX80 менно обладать низкотемпераКак и договаривались, этот турными свойствами, то незагуобразец вне конкуренции - он щенное будет или держать надругой. Незагущенное масло грузку, как SAE 90, или обладать не может одинакоовоо хорошо работать и когда очень необходимыми низкотемпературхолодно, и когда очень жарко. ными свойствами, как SAE 80. Так Это масло - для случая, когда и получилось с «Кастролем» - в холодно. прошлый раз мы брали ЕРХ90 (это не маркировка, а его «персональтура, при которой ное имя»), близкий по холодной масло показывает эти вязкости к тогдашним образцам 150000 мПа-с, и есть 85W90, - он показал великолеппримерная граница его ную способность держать нагрузки. В этот раз проверили ЕРХ80, близнормальной работы. Использование кий по хладоустойчивости к сегодпродукта при более низких темпераняшним 80W90, но нагрузку он дертурах - насилие над автомобилем. Еще мы должны сказать, что такое жит лишь на «хорошо» и не более того. Это, конечно, не означает, что неза- плохо. Так вот, пожалуй, все, что гущенные масла хуже - они лишь ме«плохо», осталось в прошлом тесте нее универсальны с позиций климати(см. ЗР, 2002, № 2). ческих условий. Но есть у них другие достоинства - их трудно обосновать ДАЕШЬ НОВЫЕ ТРАДИЦИИ имеющимися у нас цифрами, так что Жизнь меняется, и вместе с ней пока поверьте на слово. должны меняться наши взгляды, знаА теперь, чтобы проще ориентирония и представления, в том числе ио ваться в таблице, еще раз напомним, нормах эксплуатации автомобилей. что есть хорошо, а что - плохо. ХороЕсли когда-то достаточно было скашо - когда вязкость при 150°С выше зать продавцу «моторное» или 5,0 мм 2 /с. В данном диапазоне зна«трансмиссионное», то теперь, когда чений можно говорить: чем она масел, в том числе некачественных, больше, тем лучше. А еще хорошо, пруд пруди, да еще и продавцы попакогда вязкость при низких темперадаются разные, неплохо знать хотя турах не превышает 150000 мПа-с бы минимум об автомобильном ме(размерность, как вы заметили, друню. Скажем, помнить о группах магая, поскольку при низких сел GL-3, GL-4, GL-5. В коробки и температурах оценивают не мосты «жигулей» (не путать с «Самакинематическую, а динамирой»), «волг», «москвичей», «нив» ческую вязкость). Темпера- можно заливать масло только последней из этих групп - GL-5 (или ТМ5 по российской классификации). А лучZIC GEAR0IL ше ориентироваться и на результаты А вот пример незаурядных низкотемпературных свойств за умереннаших тестов. ные деньги. Большая четырехлитроС покупкой любого всесезонного товая канистра делает масло в 1,5 же торопиться не стоит. Вязкость раза дешевле остальных. Способ85W90 (или ТМ5-18) подойдет летом, а ность держать нагрузку и «экстредля южных областей страны - и зимальные» свойства - на «хорошо». мой. Если же вы собираетесь использовать машину при температурах миНАША СПРАВКА нус 20-25°С, лучше не мучать автомоОбозначая вязкость, у трансмиссионных масел пишут 80W90 или SAE биль и выбрать более хладостойкое 80W90, у моторных могут быть 10W40 или SAE 10W40. Наличие или отсутмасло - 80W90 или даже 75W90. О поствие аббревиатуры SAE не говорит о качестве масла или других его свойследних мы вскоре поговорим более подробно. ствах. Это лишь указание на стандарт, по которому маркируют продукт. Дословно - Общество Автомобильных Инженеров (США). Именно оно Необходимая информация - класс вязкости и группа масла - указана на предложило современную классификацию. Аналогично обстоит дело любой канистре. Остается совсем неи с группой, здесь добавляют API. Скажем, GL-5 и API GL-5 или SJ/CF много - располагать минимальным и API SJ/CF (для моторных масел) - одно и то же. Аббревиатура API в данбагажом знаний и пользоваться им по ном случае переводится как Американский Институт Нефти. назначению. им